После некоторого времени «затишья» Россия и Украина решили ускорить интеграцию и сотрудничестве в сфере использования атомной энергии в мирных целях.
Атомная энергетика в СССР была на ведущих позициях, поэтому и на Украине, и в России осталась хорошая база для развития отрасли.
12 июля 2012 г Росатом и Минэнергоугля Украины подписали Меморандум об интеграции и сотрудничестве в сфере использования атомной энергии в мирных целях.
Меморандум предусматривает создание 2-х холдингов, 1-го - специализирующегося на ядерном топливном цикле и 2-го - на энергетическом машиностроении.
Учитывая непростые в прошлом отношения атомщиков Украины и России, предполагалась некая паритетность при создании холдингов, и включение в холдинги инвестиционно – привлекательных компаний. Предполагается, что отбор компаний-оценщиков соответствующих активов будет завершён до начала сентября 2012 г.
Уже известно из неофициальных источников, что в 1-й холдинг может войти блокирующий пакет акций Ангарского электролизного химического комбината, а во 2-ой — государственная доля в Турбоатоме.
Контрольный пакет 1-го холдинга, вероятно, будет принадлежать Украине, а холдинга энергетического машиностроения – России.
Очевидно, что в 1-м холдинге будут интегрированы предприятия-участники технологического процесса производства топлива для АЭС, от добычи урана до выпуска готовых тепловыделяющих сборок (ТВС).
Во – втором холдинге будут объединены предприятия энергетического машиностроения.
Пока не ясно, кто и как будет осуществлять единую маркетинговую стратегию для достижения максимального эффекта.
Будет ли выделен единый Торговый Дом и тд.
Объединение атомных активов даст существенный синергический эффект России и Украине.
Украина могла бы производить сырье для производства топлива для АЭС и турбины, а Россия осуществлять строительство АЭС и поставку топлива.
Однако Россия и Украина могут и самостоятельно все эти действия делать независимо друг от друга, наоборот, конкурируя.
Нужно очень большое желание обоих правительств.
Однако ясно, что это прорыв не только в отношении предприятий атомной отрасли России и Украины.
Опираясь на достигнутые соглашения в области атомной энергетики, Россия и Украина постепенно смогут «разгрести» и другие проблемы, накопившиеся за период с момента распада СССР, и главную – газовый вопрос.
Вместе с тем, вокруг Турбоатома начинается нешуточная борьба.
Турбоатом хочет Росатом, С. Кириенко еще в 2011 г заявил, что Россия заинтересована участвовать в его развитии.
Но, Турбоатом хочет и Р.Ахметов, и определенные круги во власти Украины.
Турбоатом имеет портфель заказов до 2020 г и работает стабильно, с достаточной прибылью.
Турбоатом специализируется на выпуске турбин для АЭС, гидравлических турбин для ГЭС и ГАЭС, газовых турбин для ТЭС, парогазового и другого энергетического оборудования.
Является производителем турбин полного цикла, в штате которого работают отделы технологов и конструкторов, проводятся НИОКР, проводятся испытания и отгрузка продукции.
Турбоатом поставляет свою продукцию в 45 стран мира. Основные потребители - в СНГ, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии.
Россия активно покупает оборудование Турбоатома.После успешного проведения модельных испытаний на Турбоатоме произведено изготовление и поставка оборудования гидротурбинной установки №1 Новосибирской ГЭС.
Такую компанию приватизировать не просто.
Сейчас доля 75,22% Турбоатома находится в управлении государства - Фонда государственного имущества Украины, остальные у Энергетическогог стандарта К.Григоришина, директора Турбоатома В.Субботина и ряда частных инвесторов.
В связи с подписанием Меморандума активизировались местные бизнесмены, которые тоже бы хотели участвовать в Турбоатоме.
И это им удается. Не попав в список приватизации 2011 г, Турбоатом уже есть в таком списке 2012 г.
Любопытно, что в 2008 г В. Ющенко, в то время Президент Украины, приостановил действие распоряжений Кабмина Украины от 16 января 2008 года № 81-р и от 22 февраля 2008 года № 367-р о продаже Турбоатома, идругих стратегически важных предприятий и организаций.
Тогда ему показалось, что это осложнит реализацию Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года и может привести к потере Украиной статуса ведущего государства в сфере энергетического машиностроения, повлечет угрозу экономической безопасности государства.
Сейчас властям Украины так не кажется.
Да и не только в Украине.
Это прямо тренд постсоветский какой-то.
Маловероятно, что контрольный пакет Турбоатома достанется К.Григоришину, а вот Р.Ахметов вполне может рассчитывать на успех.
Именно для его энергогенерирующих компаний требуется продукция Турбоатома.
Возможно, чтобы не допустить скандала при приватизации или ухудшения отношения с Россией, контрольный пакет Турбоатома вынужденно будет оставлен в ФГИУ.