Рост бункеровки транзитных судов – это как увеличение туристов в г Москве, рост посетителей в кафе - чем больше, тем – лучше, потому что это добавляет доход в казну государства.
Для этого не нужно строить заводы и фабрики, не нужно разрабатывать новые технологии.
Люди, дизель-электроходы и пароходы сами придут, если их пригласят.
Вместо этого логичного шага в мае 2012 г таможенные службы порта Балтийск (Калининградская область) ввели запрет на бункеровку не только транзитных судов под иностранным флагом, но и судов, принадлежащих российским судовладельцам.
Есть проблема таможенного оформления бункерного топлива, предназначенного для заправки судов, следующих транзитом через порты России?
Так давайте эту проблему решать, а не накладывать запреты!
Рынок бункеровки динамично развивается во всем мире.
Например, Иран приступил к реализации своей программы централизованного развития бункеровочного бизнеса.
Horizon Terminals, «дочка» Emirates National Oil Company (ENOC), открыла новый нефтеналивной терминал в Танжере, Марокко, с общей стоимостью инвестиций 667 млн дирхамов (180 млн долл США).
2 мая 2012 г танкер-газовоз Grand Aniva Совкомфлота пополнил запасы топлива в порту Находка, став первым газовозом, осуществившим бункеровку в России.
На Балтийском заводе спущены на воду 4 судна серии несамоходных нефтеналивных танкеров проекта 2734, построенных по заказу Группы Компаний Балтийская Топливная Компания (БТК).
А пока проект по бункеровке транзитных судов в порту Балтийск оказался под угрозой срыва.
К проекту готовились давно и запустили в 2011 г.
Основные цели проекта - рост загрузки инфраструктуры калининградских морских терминалов, увеличение поступления портовых сборов и усиление конкурентных позиций п Калининград на рынке бункеровки в регионе Прибалтики, Польши и Датских проливов.
За 1 год работы проекта в п Балтийск забункеровались более 200 судов, что составило 36% от общего числа судозаходов.
Наблюдается тенденция роста судозаходов.
Логично предположить, что эта ситуация выгодна обеим сторонам: Россия получает дополнительный доход, причем от реализации нефтепродуктов, а не экспорта добываемой в стране нефти, а судовладельцы немного выигрывают в стоимости бункеровки.
В среднем по России рынок бункеровки транзитных судов составляет 25%.
Таким образом показатели п Балтийск существенно выше. Так зачем накладывать запрет?
Понимая это, бункеровщики, в том числе РН-бункер, Газпром нефть Марин бункер, вероятно, будут активизировать борьбу за отмену запрета на бункеровку транзитных судов.
Ведь, кроме п Балтийск, существует Арктика и СевМорПуть, судоходство по которому собираются развивать.
Развивается рынок бункеровки на Каспии, хотя конкуренция здесь немалая.
Добавьте к этому Дальний Восток. Здесь проблема может быть еще больше (и упущенная выгода, соответственно).
По тихоокеанской «дуге большого круга» из стран Юго-Восточной Азии в Северную Америку и в обратном направлении проходят тысячи судов в год, в том числе вдоль Курил транзитные суда следуют на расстоянии около 50 миль. Многие из них нуждаются в промежуточной бункеровке топливом на пути около 6000 миль между портами Северной Америки и Юго-Восточной Азии. Оптимальное место бункеровки порт в Южно-Курильске.
Вот плохо иметь 1-2 судозахода в день в отдельно взятом п Южно-Курильске?
Портовые сборы могут составить около 30 тыс долл США/судно.
Добавьте стоимость бункеровки, которая составит около 1 тыс долл США/т дизтоплива, например.
Но для этого нужно что-то предложить судовладельцам.
Во - первых, это оформление судов портовыми властями без задержек.
А во – вторых, выгодная бункеровка.
В чем проблема, спросите Вы?
Проблема в различной трактовке письма Федеральной таможенной службы (ФТС) России от 30 декабря 2010 г «О таможенном декларировании припасов».
Данный документ ввел запрет на беспошлинную бункеровку «порожних» транзитных судов (осуществляющих плавание в балласте). Таможня – перестраховалась на всякий случай и с 1 января 2011 г, с момента вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, перестала принимать к декларированию в качестве судовых припасов (без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования) бункерное топливо, заказываемое для транзитных судов.
Однако ситуация может еще более ухудшиться.
Минэкономразвития и ФТС России разрабатывают законопроект по внесению поправок в Таможенный кодекс Таможенного союза, в соответствии с которым ФТС России предлагает установить законодательный запрет на беспошлинную бункеровку транзитных судов.
Пошлины, конечно, хорошо, но хотелось бы, чтобы решение было принято взвешенное, с учетом возможных доходов от портовых сборов и бункеровки.
Если в результате этих поправок транзитные судозаходы сократятся или прекратятся, то и оплаты пошлин не будет от этих судозаходов.
Совсем.