USD 99.018

+0.65

EUR 104.5016

+0.21

Brent 71.58

-0.83

Природный газ 2.716

-0.04

4 мин
...

Трубопроводы, которые не позволяют России стать энергетической сверхдержавой. О чем говорили на ШОСе…

Саммит ШОС, который прошел в г Пекин 6-7 июня 2012 г был интересен не столько подписанными документами, сколько обилием встреч руководителей государств, в тч по нефтегазу.

Трубопроводы, которые не позволяют России стать энергетической сверхдержавой. О чем говорили на ШОСе…


Саммит ШОС, который прошел в г Пекин 6-7 июня 2012 г был интересен не столько подписанными документами, сколько обилием встреч руководителей государств, в тч по нефтегазу.


7 июня 2012 г состоялась встреча Г. Бердымухамедова с Х. Карзаем, на которой руководители Туркменистана и Афганистана обсудили вопросы сотрудничества в энергетической сфере, а именно – реализацию газопровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия (ТАПИ).

Х. Карзай подчеркнул, что Афганистан поддерживает выдвигаемые Туркменистаном инициативы по обеспечению безопасности энергомаршрутов.
Газопровод ТАПИ протяженностью 1640 км соединит месторождение Давлетабад, расположенное на юго-востоке Туркменистана с индийским г. Фазилка.
Срок ввода в эксплуатацию – 2014 г, стоимость - 7,6 млрд долл США.
После вывода газопровода на проектную мощность, по нему будет транспортироваться 33 млрд м3/год газа.
Россия в этом проекте может участвовать, но главенствующая роль ей здесь не гарантирована.


Но, не этот проект представляет наибольшую угрозу амбициозной энергетической стратегии России.
Гораздо больше беспокойства может доставить существенная активизация трубопроводной активности Китая со странами Средней Азии.


7 июня 2012 г Туркменгаз и CNPC подписали рамочное соглашение о сотрудничестве. Объем ежегодного экспорта газа из Туркмении в КНР будет доведен до 65 млрд м3.
В 2006 г Китай и Туркменистан подписали первые соглашения, а в декабре 2009 г по транснациональному газопроводу Туркмения-Узбекистан-Казахстан-Китай был пущен первый газ.
Здесь вообще нет российского участия и, похоже, не предусмотрено.


Более того, подписание такого рамочного соглашения вызывает вопрос, а как быть с 30-летним контрактом Газпрома на поставку газа в Китай?
Пока Газпром долгое время не может согласовать стоимость газа с китайцами, Туркменистан не только построил газопровод в Китай, но и, вероятно, согласовал стоимость газа.
Менеджеры Газпрома, как будто не видят внешних угроз, вероятно, считая Газпром неуязвимым для изменчивой конъюнктуры газового рынка.
Если бы Газпром раньше согласовал с Китаем стоимость поставляемого в Китай газа, то вероятность поставки газа в Китай была существенно выше.


А сейчас у Китая стали еще более выгодные позиции, и газ из России Китаю сейчас нужен будет только для диверсификации рисков.

А значит, сейчас речь идет не столько о прибыли для Газпрома, сколько о сохранении любой ценой проекта поставки газа в Китай.


Сколько уже вложено средств в проектирование газопровода Алтай? А нужно ли его теперь строить?
Можно только предположить на каких невыгодных условиях будет этот контракт заключен, если контракт вообще удастся заключить.


Добавьте к этому Qatargas, который объявил экономическую «войну» Газпрому не только в Европе, но и про Китай не забывающий.


Можно было бы предположить здесь «руку США», которая пытается ослабить Россию, но, вероятно, это не так, потому что гораздо больше США боятся Китай.
По мысли некоторых американских стратегов России, которую «задушит коррупция», нужно только не мешать.


С Китаем – дело другое, там с коррупционерами не церемонятся.
Но важнее другое, Китай постепенно выигрывает соперничество с Россией за влияние в Средней Азии.
Китайские переговорщики выглядят существенно активнее российских, логика их действий со временем становится понятной.


Одна из причин создания ШОС – необходимость создания региональной организации в сфере безопасности.
Китай не хотел становиться гегемоном.
Просто маршрут нефтепровода из Казахстана должен был пролегать по неспокойному Синьцзян-Уйгурскому автономному району Китая.
Создание ШОС в 2001 г позволило синергически активизировать борьбу с экстремизмом и терроризмом не только в Китае, но что было важнее с сепаратизмом в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.

Затем в 2005 г CNPC купила компанию PetroKazakhstan за 4,18 млрд долл США, чем несколько обидела ЛУКОЙЛ, а в 2006 г был запущен в эксплуатацию нефтепровод Атасу-Алашанькоу, который начал транспортировать казахстанскую нефть в КНР.
Нужно сказать, что мудрые китайцы, не дожидаясь экологических проблем у PetroKazakhstan, продали его долю 33% Казмунайгазу.


Любопытно, что в 80-х годах 20 века Китай был экспортером нефти, получая существенную прибыль.
Однако затем в Китае случился перманентный экономический рост, в результате которого потребности страны в углеводородах стали даже больше добываемых в Китае.
Именно с 90-х годов 20 века Китай начал переговоры об экспорте среднеазиатских углеводородов в страну.
Тогда ситуация благоволила России, потому что среднеазиатские углеводороды добывались по технологиям, разработанным в СССР и «по-старинке» отправлялись по ГТС, созданной еще в СССР.
Однако времена начали меняться, и возросла активность западных нефтегазовых «мейджоров», в 1-ю очередь в Казахстане.


А затем Россия сама «помогла» Китаю, начав газовые «войны» с Украиной и Белоруссией, напугав этим руководителей молодых независимых государств Средней Азии.
Добавьте к этому злополучную аварию на газопроводе из Туркменистана.
Именно после этого Туркменистан активизировал контакты с Китаем, которые превратились в практическую реализацию поставок газа в Китай.

Как и в случае со сланцевым газом и СПГ, менеджеры Газпрома, вероятно, «проспали» и Среднюю Азию.

Зная об интенсивных переговорах Туркменистана с Китаем, непонятно, почему Газпром не договорился с Китаем о поставке газа 30-летнему контракту, хотя и вел интенсивные переговоры.


МИДу России становится все труднее противостоять напору китайских дипломатов в отсутствие «энергетического плеча».
Хотя, пока ШОС не превратился китайский СНГ, им это удается.

Для любопытных для сравнения сообщим, что золотовалютные запасы Китая составляют около 3 трл долл США, а у России – около 500 млрд долл США.
В условиях продолжающего кризиса, вероятно, это весомый аргумент в пользу Китая для среднеазиатских стран, нуждающихся в финансовых ресурсах для защиты от «арабских революций».

Также без участия России в г Ашхабад 11 июня 2012 г открылось 22-е заседания Совета по региональному планированию Организации Экономического Сотрудничества, на котором обсуждаются предложения в сфере повышения эффективности системы обеспечения охраны и бережного отношения к окружающей среде, а также сохранения и улучшения среды обитания и трудовой деятельности человека.

Правда и Китая тоже нет. Россия и Китай не входят в эту организацию.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram