Премьер-министр В. Путин встретился 30 марта с главами компаний Statoil и Total и решил оказать им содействие в поиске проектов на территории России.
Встреча не случайна.
Statoil и Total являются акционерами компании Shtokman Development AG (оператор разработки Штокмана), совет директоров которой накануне во второй раз отложил принятие окончательного инвестрешения — на этот раз до 1 июля 2012 года.
Участники проекта намеревались сосредоточиться на оптимизации проекта и диалоге с властями РФ.
Власть сама пришла на диалог.
«Вы знаете, мы приняли ряд решений по налогообложению непосредственно на федеральном уровне и на региональном — мурманские власти тоже приняли соответствующие решения, которые создают хорошие условия для реализации проекта по Штокману», — сообщил иностранным компания В. Путин.
Далее В.Путин предложил найти новые проекты для дальнейшего расширения сотрудничества российских компаний с норвежской Statoil в Арктике.
В. Путин заявил Х. Лунду: «Я считаю, что мы вполне в состоянии договориться о совместной работе на Севере, где у вашей компании очень хороший опыт, развитые технологии, высокий уровень компетенции. Надеюсь, что на корпоративном уровне, на уровне соответствующих правительственных ведомств будут найдены такие проекты и такие решения, которые позволят нам двигаться вперед».
В феврале 2012 года В. Путин говорил, что правительство собирается снижать налоги на добычу с месторождений Восточной Сибири и шельфа.
Сейчас право на разработку шельфа имеют только компании с долей государственного участия более 50% и с опытом работы на шельфе не менее 5-ти лет. Фактически там могут работать только 2 государственные компании - Газпром и Роснефть.
Минприроды неоднократно предлагало либерализовать правила допуска на шельф. В феврале прошлого года министерство разработало поправки в законодательство, открывающие доступ на шельф 3-й госкомпании - Зарубежнефти.
Однако иностранные компании, как Total и Statoil никак не могут дождаться подобных льгот.
Как отметил В. Путин, новый импульс к расширению сотрудничества дает и решение о разделении границ шельфа Баренцева моря. «У нас с норвежскими партнерами появляются все новые возможности. Я имею в виду договоренности по разделу на Севере. Решения, которые были приняты на политическом уровне, должны, конечно, быть соответствующим образом имплементированы на уровне коммерческом», - подчеркнул В. Путин.
Однако имплементировать сложно. Именно в этом проблема, вероятно.
Штокман может оказаться вообще неэффективным проектом при определенном комплексе факторов, включающих проблемы с Украиной, 3-й энергопакет, СПГ и сланцевый газ.
В феврале 2012 правительство официально передало Роснефти Центрально-Баренцевский, Персеевский и Федынский участки на шельфе Баренцева моря, расположенные в бывшей серой зоне между Россией и Норвегией, о разделении которой страны договорились с июля 2011 года.