У КЭС-Холдинга и Газпрома появились разногласия в формах объединения активов.
В. Вексельберг пытается объединиться с Газпромом уже 4 года, началось все в далеком 2008-ом.
Тогда он еще был председателем правления ТНК-ВР и собирался продавать Газпрому часть активов, которые принадлежали акционерам компании.
Все так и осталось на уровне слухов.
Следующая попытка объединения Газпрома и Реновы имела место быть в июле 2011 года.
В. Вексельберг и А. Миллер на встрече в Газпроме подписали соглашение, подтверждающее намерения сторон объединить свои электроэнергетические активы на платформе Газпром энергохолдинг.
Одна из главных причин разногласий Газпрома и Реновы - оценка стоимости холдингов, на долю которых приходится 1/4 производства электроэнергии в России.
В том случае, если до 31 марта стороны окончательно не договорятся, то сделка не состоится, и КЭС-холдинг, который входит в Ренову, останется независимой компанией.
Согласно результатам аудита стоимость активов Газпром энергохолдинга, на базе которого предполагается провести слияние, получилась 250 млрд рублей.
КЭС-холдинг, активы которого Ренова собиралась внести в СП, был оценен в 120-162 млрд рублей.
Однако на конец 2011 года аудиторы обнаружили на его балансе долг в 130 млрд рублей.
Если прибавить к ним внутреннюю задолженность холдинга перед Реновой, то долг достигает 160 млрд рублей, что сопоставимо со стоимостью всей компании.
Правда, у компаний холдинга есть 35-40 млрд рублей на депозитах.
Информацию о долгах таких значительных размеров компании обычно не разглашают.
Однако теперь стало известно, что по данным РСБУ на конец III квартала, чистый долг всех «дочек» КЭС-Холдинга равен 65,6 млрд рублей.
При этом владелец холдинга В. Вексельберг настаивает на сохранении прежней структуры сделки - получении 25% плюс 1 акция и нескольких десятков млрд рублей.
Газпром считает эти условия невыгодными и опасается, что ему придется платить дважды - за активы Реновы и по долгам КЭС.
Реальной ценой КЭС Газпром считает 32 млрд рублей, т. е. 13% от объединенной компании.
До сих пор возможный союз Газпрома и КЭС-холдинга считался беспрецедентным событием - с момента расформирования в 2008 году РАО ЕЭС никому не удавалось собрать в одних руках 1/4 рынка электроэнергии страны.
А. Миллер и В. Вексельберг могли бы создать сильнейший энергохолдинг, который объединит Мосэнерго, ТГК-1, ОГК-2, ОГК-6 общей мощностью 36 МВт (со стороны Газпрома) и ТГК-5, ТГК-6, ТГК-7 и ТГК-9 на 14,4 МВт (со стороны КЭС).
После объединения консорциум сможет составить конкуренцию E.ON, RWE AG , и другим мировым энергохолдингам.
Эксперты видят в этой сделке желание ее участников уйти из-за жесткого контроля правительства над ростом тарифов на газ и электроэнергию.
Желание Газпрома контролировать всю цепочку поставок от скважины до конечного покупателя газа и электроэнергии тоже очевидно.
Даже если стороны договорятся, они обязаны будут получить одобрение ФАС.
А глава ФАС И. Артемьев ранее уже называл эту сделку «нежелательной с точки зрения антимонопольного законодательства».
Его так же поддерживает председатель правления РОСНАНО А. Чубайс, который в своем блоге на livejournal отмечал, что от этой сделки не выиграет ни энергетика России, ни рядовой потребитель.