НАО – единственный регион на Северо-Западе страны, энергосистема которого не имеет связи с единой энергосистемой России. Из 21 муниципального образования в 18-ти электроснабжение осуществляется от локальных дизельных станций. Однако главным энергоцентром, снабжающим более половины жителей округа электроэнергией является Нарьян-Марская электростанция, состоящая из двух блок станций мощностью по 12 и 18 МВт соответственно.
Источником топлива является природный газ с Василковского месторождения, расположенного в 40 км к северу от города. Сейчас генерирующее оборудование станции работает в «простом» цикле, т.е. оба блока вырабатывают только электроэнергию. При этом КПД или коэффициент использования топлива «простого» цикла составляет 23 процента, поскольку выхлопные газы газотурбинных агрегатов выбрасываются в атмосферу. Теплоснабжение жилого фонда Нарьян-Мара, предприятий и организаций осуществляется локальными котельными.
Самым эффективным решением по повышению коэффициента использования топлива в современной энергетике является использование «когенерационного» цикла, при котором газотурбинный агрегат является источником как электрической, так и тепловой энергии. Котел-утилизатор, работающий на отходящих газах газотурбинного двигателя, вырабатывает теплоэнергию. Суммарный КПД такой установки составит 80 процентов.
С этой целью в Нарьян-Маре был разработан крупномасштабный инвестиционный проект по переводу электростанции на когенерационный цикл работы. Сегодня на заседании Администрации НАО приняты изменения в долгосрочную целевую программу «Развитие энергетического комплекса Ненецкого автономного округа, обеспечение энергосбережения и повышение энергоэффективности региональной экономике на 2010-2015 годы», касающиеся реализации этого масштабного проекта.
На сегодняшний день подготовлена и прошла проверку смета на проектирование. Общая стоимость работ по разработке проектной и рабочей документации, а также проведение инженерно-геологических изысканий составит 15 миллионов рублей. Финансирование этих работ осуществляется за счёт средств окружного бюджета.
Проект можно разделит на два технологических взаимосвязанных этапа. Сначала на станции предстоит установить 5 котлов-утилизаторов тепловой энергии. Затем 7 локальных городских котельных планируется вывести из постоянной эксплуатации и 5 использовать в качестве распределительных пунктов тепловой энергии, а две котельные для догрева теплоносителя при зимних пиковых нагрузках. Для передачи теплоносителя в Нарьян-Мар предусмотрена прокладка магистральных теплосетей общей протяженностью более трёх километров.
Таким образом, за счёт комбинированной выработки электро- и теплоэнергии может быть обеспечен 31% суммарного потребления тепловой энергии всего Ненецкого автономного округа. Также на 65% сократятся выбросы углекислого газа и загрязняющих веществ в атмосферу, будут созданы и новые рабочие места.
На сегодняшний день полностью завершены экологические исследования и разработано ТЭО инвестиций. Общая стоимость проекта – 470 млн рублей. Срок окупаемости инвестиций – 5 лет. Ожидаемый срок завершения реализации проекта – 2013 г.
Модернизация Марьян-Марской электростанции – часть глобального проекта губернатора НАО И.Фёдорова по модернизации энергосистемы региона.
Обладая профессиональным образованием энергетика и серьезным опытом в этой сфере, причем именно на Севере, губернатор со знанием дела взялся за техническое перевооружение Нарьян-Марской электростанции, внедрение передовых технологий, энергосбережение, а также привлечение инвесторов в дело преобразования энергосистемы сложного по климатическим условиям и специфике региона.
Главной же целью модернизации электростанции, по словам начальника сектора энергетики Управления строительства и ЖКХ НАО А.Семёнова, является решение проблемы обеспечения энергетической безопасности потребителей, использование нереализованного потенциала технологического обеспечения Нарьян-Марской электростанции, причём как в части генерирующего оборудования, так и сетевого хозяйства.
А.Семёнов подчеркнул, что с учетом изолированности энергосистемы региона, а тем более в условиях Крайнего Севера основным мотивом модернизации станции должно стать повышение надёжности и безотказности оборудования, а не внедрение сверхсовременных не зарекомендовавших себя технологий.