Размещать IPO на не растущем рынке действительно малоэффективно.
Совет директоров Совкомфлота 12 сентября решил перенести IPO, по меньшей мере, до конца года.
По словам председателя Совета директоров Совкомфлота С.Нарышкина «в условиях сохраняющейся на фондовых рынках негативной динамики и исключительно высокой волатильности, по имеющимся оценкам, «окно» возможностей для эффективного первичного публичного размещения акций (IPO) компании откроется не ранее второго квартала 2012 года».
Перенос сроков IPO – вынужденное решение, за которым, вероятно, стоит жесткое противостояние ветвей власти.
Организатор IPO - банк Morgan Stanley неоднократно информировал и С.Нарышкина, и Э.Набиуллину о «штормовой» для IPO Совкомфлота обстановке. Однако еще в августе решение о переносе принято не было, во всяком случае, со стороны Минэкономразвития.
Совкомфлот – 100% госкомпания, крупнейший мировой оператор танкерного флота, специализирующийся на перевозке нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа. Флот включает 156 судов общим дедвейтом около 12 млн. тонн. Компания зарегистрирована в Санкт-Петербурге, имеет представительства в Москве, Новороссийске, Мурманске, Владивостоке, Лондоне, Лимассоле, Мадриде и Сингапуре.
Валовая выручка компании в 2010 году по МСФО составила 1,3 млрд долл США, чистая прибыль —164,3 млн долл США.
Как раз сейчас крупнотоннажный танкер класса Суэцмакс, дедвейтом более 160 000 тонн усиленного ледового класса 1А (Arc 4) названный в честь легендарного капитана Владимира Тихонова, с полным грузом более 120 000 тонн газового конденсата компании НОВАТЭК совершает уникальный рейс из порта Мурманск, уже пройдя по Севморпути за 7 суток, до порта Мап Та Пхут в Таиланде.
На Севморпути в 2015 году Совкомфлот ожидает большая работа.
Однако сейчас в целом ситуация на рынке танкерных перевозок не так оптимистична.
Танкеры стоят пустые. Кстати, ранее танкеры частенько использовались в качестве этаких «складов временного хранения», позволяющих быстро выполнять «спотовые» контракты. То есть и в прошлом уровень перевозок несколько завышался.
По информации Morgan Stanley, стоимость активов и суточные ставки фрахта в настоящее время достигли исторических минимумов.
Краткосрочные «всплески» не меняют тенденцию.
Индекс публичных танкерных компаний и компаний, связанных с танкерными перевозками, за 3 года упал почти на 70% и более чем на 40% за последние три месяца.
Неблагоприятная ситуация на рынках, по данным «Ъ», уже привела к снижению предварительной оценки Совкомфлота с 4 млрд до 3 млрд долл США.
Ясно, что проводить IPO в условиях неблагоприятной конъюнктуры никто не будет.
А что касается 2-го квартала 2012 года, так кто же скажет, что тогда будет? Возможно, даже хуже. Поэтому, IPO Совкомфлота откладывается на неопределенный срок.