Определение пластового давления в зонах отбора скважин является ключевой задачей мониторинга разработки месторождений углеводородов.
Непосредственные измерения пластового давления требуют продолжительной остановки скважин, что:
- приводит к недобору в добыче сырья;
- создает вероятность возникновения технических проблем с последующим запуском скважин.
В исследовании также принял участие инженер ЛУКОЙЛ – Инжиниринг Л. Захаров.
Разработка выполнена в рамках Программы академического стратегического лидерства «Приоритет-2030».
Контроль за пластовым давлением в зонах дренирования скважин является приоритетной задачей мониторинга разработки месторождений нефти.
Актуальная и достоверная информация необходима на всех этапах разработки нефтяного пласта, в частности, для:
- прогноза добычи и анализа производительности скважин,
- моделирования разработки,
- анализа состояния массива горных пород.
Тезисы профессора кафедры нефтегазовых технологий И. Пономаревой:
- методика определения пластового давления, не имеющая аналогов, основанная на применении методов искусственного интеллекта, реализована в виде модуля комплексного программного продукта по цифровизации разработки нефтяных месторождений Data Stream Analytic (DSA);
- программа в настоящее время успешно применяется для решения практических задач специалистами предприятия-недропользователя.
Тезисы к.т.н., доцента кафедры нефтегазовых технологий Д. Мартюшева:
- на основе рассчитанного с помощью методов машинного обучения пластового давления можно определить режим разработки залежи в данный момент, заблаговременно спроектировать систему поддержания пластового давления или оценить ее эффективность, а также обоснованно принимать дальнейшие рациональные решения по разработке нефтяных месторождений.
Напомним, что ранее ученые Пермского Политеха разработали комплекс бездатчикового управления процессом добычи нефти.
Основными потребителями комплекса являются нефтедобывающие компании, эксплуатирующие штанговые скважинные насосные установки или установки электроприводного центробежного насоса.