Об этом 27 января 2026 г. пишет Bloomberg со ссылкой на собственную статистику морского экспорта российской нефти на основании данных по отслеживанию танкеров.
Индия отказывается от российской нефти. Опять
Издание отмечает, что:- в декабре 2025 г. поставки российской нефти в индийские порты сократились примерно до 1,2 млн барр./сутки, что является самым низким показателем за последние 3 года,
- по предварительным данным, в январе 2026 г. они сократились еще сильнее – согласно данным отслеживания, в первые 25 дней импорт составлял в среднем 1,12 млн барр./сутки, что совпало с запретом на импорт в ЕС продуктов переработки российской нефти, который вступил в силу 21 января 2026 г.,
- сокращение закупок в Индии привело к резкому увеличению числа танкеров с российской нефтью, простаивающих у берегов Индии и Омана в последние недели,
- количество судов, ожидающих у берегов Омана, постепенно сокращается, но большинство из них переместились ближе к индийскому побережью, а другие направляются в сторону Китая, только 1 танкер разгрузил нефть,
- отказ Индии от импорта российской нефти ставит Москву перед дилеммой: что делать с нефтью, которую она отгружает на танкеры, но не может продать на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ),
- российские грузоотправители, по всей видимости, используют резервуары для хранения нефти в Индонезии – за последние недели как минимум 3 партии нефти были выгружены на нефтяных терминалах Каримун, Баликпапан и Танджунг-Интан.
Статистика Bloomberg показывает, что снижение поставок российской нефти в Индию (а также в Китай) происходит на фоне увеличения отгрузок в адрес неизвестных покупателей, а в целом морской экспорт нефти из России в Азию остается стабильным. Средний 4-недельный показатель морского экспорта нефти из России в Азию по итогам недели, завершившейся 25 января 2026 г. составил 2,6 млн барр./сутки, снизившись на 200 тыс. барр./сутки к предыдущей неделе и практически не изменившись по сравнению с показателем годом ранее. При этом пункты назначения были неизвестны для 400 тыс. барр./сутки (это без учета поставок неизвестным покупателям в Азии, которым было отправлено 1,45 млн барр./сутки нефти), тогда как годом ранее этот показатель был нулевым.
Тема отказа Индии от поставок российской нефти традиционно всплывает в западных СМИ при каждом новом санкционном раунде Запада против России или обострении торговых конфликтов. Так, эта тема активно муссировалась после введения США санкций против Роснефти и ЛУКОЙЛа в октябре 2025 г., однако затем начала работать обычная схема – снижение отслеживаемых поставок, рост поставок в адрес неизвестных покупателей, рост дисконтов (далее должно последовать сокращение дисконтов, но пока об этом говорить рано) и восстановление объемов по мере адаптации (этот этап может затянуться из-за внешних для Индии факторов).
Сейчас Индия адаптируется к 19му пакету санкций ЕС, в рамках которого с 21 января 2026 г. в ЕС запрещен импорт из третьих стран продуктов нефтепереработки, полученных из российской нефти, что в первую очередь, касается именно Индии. Кроме того, Индия находится в серьезном переговорном процессе:
- 27 января 2026 г. ЕС и Индия завершили продолжавшиеся 19 лет переговоры о создании зоны свободной торговли, ожидается, что соглашение вступит в силу в течение года и приведет к снижению или отмене большинства действующих сейчас пошлин в двусторонней торговле;
- близятся к завершению переговоры США и Индии о заключении двустороннего торгового соглашения, что позволит снизить импортные пошлины США на индийские товары с 50% (в т.ч. 25%-ные пошлины, введенные за покупку российской нефти) до 15-16%.
На этом фоне глава Миннефти Индии Х. Пури сделал абсолютно логичное заявление о том, что объем поставок российской нефти в Индию сокращается (до 1,3 млн барр./сутки против среднегодового показателя в 1,8 млн барр./сутки, правда то, что сейчас период сезонно низкого спроса министр не уточнил), добавив, что эта тенденция будет сохраняться в связи с рыночными условиями. Х. Пури уточнил, что правительство Индии не давало никаких указаний относительно закупок российской нефти, компании принимают решения самостоятельно. Также министр добавил, что индийские компании заинтересованы в увеличении поставок нефти из Канады и США, что опять-таки логично на фоне торговых переговоров.
Нефть в море
Вопрос сложно отслеживаемой подсанкционной нефти беспокоит сейчас все ведущие аналитические агентства, поскольку это прямо влияет на оценки баланса спроса и предложения на нефтяном рынке.Bloomberg также фиксирует этот показатель, причем корректируя исторические данные:
- объем российской нефти, хранящейся в танкерах, стабилизировался на уровне 141 млн барр,
- эта цифра оказалась ниже, чем предполагалось ранее, после пересмотра исторических данных,
- но темпы накопления российской нефти в море остаются неизменными: с конца августа было добавлено около 60 млн барр.
Работа теневого флота, операции перевалки борт-в-борт (STS) между танкерами, манипуляции данными AIS сильно осложняют отслеживание морских поставок нефти, находящейся под санкциями.
Также сложно отследить дальнейшие пути нефти, выгруженной на сухопутные терминалы. Тот же терминал Каримун в Индонезии, расположенный недалеко от Сингапура, стал ключевым центром перегрузки российской нефти и нефтепродуктов, где трейдеры хранят грузы, вероятно, меняя их происхождение перед реэкспортом.
Что в целом по морскому экспорту?
При этом значительных изменений в объемах экспорта российской нефти танкерами Bloomberg не фиксирует.По данным издания, за неделю, завершившуюся 25 января 2026 г.:
- поставки российской нефти на экспорт по морю составили 3,34 млн барр./сутки, увеличившись на 240 тыс. барр./сутки по сравнению с показателем за предыдущую неделю,
- средний за 4 недели показатель, который считается более репрезентативным из-за меньшей подверженности волатильности, чуть снизился (на 10 тыс. барр./сутки), до 3,18 млн барр./сутки,
- среднегодовой показатель на эту дату остался стабильным на уровне 3,31 млн барр./сутки,
- за неделю до 25 января 2026 г. 31 танкер загрузил 23,39 млн барр. российской нефти против 21,71 млн барр. на 29 судах неделей ранее.






