Об этом сообщает пресс-служба Кремля 25 ноября 2025 года.
Проблемы Мурманской области
Очевидно, задачи комплексного развития Арктической Зоны РФ (АЗРФ) и Трансарктического транспортного коридора (ТТК) - важнейшие задачи, поставленные Президентом России. В. Путин в марте 2025 г. в г. Мурманск выступил на пленарном заседании Международного арктического форума «Арктика - территория диалога», провел совещание по вопросам развития АЗРФ и ТТК. Масштабное всероссийское событие, глобальные задачи.В. Путин тогда тепло переговорил с А. Чибисом - губернатором области, принимающей МАФ. В разговоре президент поговорил о газификации области, переработке арктических ресурсов и развитии углеперегрузочного комплекса Лавна.
Газификация Мурманской области, вероятно, важнейшая задача губернатора.
На МАФе было много ответственных за АЗРФ и ТТК лиц. Немного странно, что эти вопросы В. Путин обсуждает с губернатором отдельно взятой Мурманской области.
Есть много областных проблем, решение которых улучшит ситуацию не только в Мурманской области и в Арктике, но и на ТТК.
Почему бы не увеличить пропускную способность Октябрьской железной дороги? Это увеличит объёмы перевалки грузов РФ в порту Мурманск и транзитный грузопоток на ТТК.
Почему бы не построить в области новые ЛЭП? Это снизит нехватку электроэнергии в самом г. Мурманске и позволит активнее осваивать север области - Кольский полуостров.
Стройте дома, решите проблему негативного влияния вечной мерзлоты на объекты инфраструктуры, и люди перестанут уезжать из области.
Решайте областные проблемы г-н А. Чибис! Но у него глобальные заботы ...
Риск снижения грузопотока по СМП
По словам губернатора Мурманской области А. Чибиса, сегодня Арктика – это фундамент безопасности, экономики и транспортного суверенитета России. Рост грузопотока по СМП до 2035 г. обеспечен текущими промышленными проектами. Важно осваивать новые ресурсы и выстроить устойчивую систему управления для укрепления российского преимущества в Арктике.
«После 2035 г. существует серьезный риск снижения грузопотока. Сейчас нужно активно определить, куда мы инвестируем, для того чтобы этот грузопоток был», – сказал А. Чибис.
Без этого грузопотока существует риск снижения объема транзитных грузов с учетом дороговизны этого маршрут и ледокольной проводки.
«Самое главное, что ресурсы, про которые мы с вами говорим, нужно осваивать. И это необходимо делать очень активно уже сейчас помимо тех проектов, которые понятны, которые обеспечат грузовой поток», – подчеркнул он.
По данным Росатома, в 2024 г. объем грузоперевозок по СМП побил очередной рекорд и составил почти 37,9 млн т, что превышает рекордный результат предыдущего года более чем на 1,6 млн т. Также отмечался рост объема российско-китайских контейнерных перевозок. В 2024 г. в летне-осеннюю навигацию было осуществлено 14 международных контейнерных рейсов между портами Северо-Запада России и портами КНР. Это вдвое больше, чем в 2023 г. Глава Росатома А. Лихачев сообщал, что в 2025 г. объем контейнерных перевозок между РФ и КНР по СМП выйдет на новый рекорд, превысив 400 тыс. т.Арктика - новый космос
А. Чибис представил основные параметры комплексного проекта по развитию Арктики и Трансарктического транспортного коридора (ТТК) и получил поддержку В. Путина. Предложения подготовлены в рамках исполнения поручения президента, данного на Международном арктическом форуме в Мурманске, который прошел в марте 2025 г.
«Развитие Арктики сегодня для нашей страны так же важно, как развитие космоса для Советского Союза. Даже родилась такая фраза: Арктика - новый космос. Считаем, это может стать национальной идеей», - заметил Андрей Чибис.
Основные цели комплексного проекта: - обеспечение безопасности;
- добыча и глубокая переработка ресурсов;
- создание бесшовной транспортной системы.
Газификация и фиксирование цен
Но глобальными задачами В. Путина не проведешь. На встрече он затронул больную тему газификации Мурманской области и попросил оценить ситуацию.Мурманская область - единственный регион РФ, где в качестве энергоносителя используется, в основном, топочный мазут.
Для котельных, населения, цена будет установлена Федеральной антимонопольной службой в рамках тех тарифных решений.
Цена газа для для промышленных потребителей должна обеспечить уход от мазута и более дешёвое тепло для людей, и стимулировать переработку местных ресурсов в регионе.
«Апатитовый концентрат производится, увозится очень далеко, возвращаются удобрения, через порты идут на экспорт. А если будет переработка здесь, то добавленная стоимость, снижение издержек и налоговые отчисления отже будут здесь. Тема газификации для нас принципиально важная, потому что это меняет уклад экономики Мурманской области», – сказал А. Чибис и получил поддержку главы государства.
3 года назад, почти эти же слова губернатор уже говорил В. Путину. В. Путин услышал, через 1 год А. Чибис и глава Газпрома А. Миллер подписали соглашение о газоснабжении и газификации Мурманской области. В октябре 2025 г. на полях ПМГФ-2025 А. Чибис и А. Миллер подписали первую 5-летнюю программу газификации региона на основе строящегося магистрального газопровода «Волхов - Мурманск».Этот газопровод - отдельная тема.
В 2011 г. председатель Правительства РФ В. Путин отмечал важность развития добычи газа для газификации регионов Северо-Запада, в тч. и Мурманской области. В 2011 г. Газпром даже утвердил «Генеральную схему газоснабжения и газификации Мурманской области», предполагая обеспечить газификацию региона за счет забытого ныне Штокмановского месторождения.
Какой газопровод? Он золотой будет! - утверждал С. Куприянов в мае 2014 г., говоря о перспективах строительства МГП протяженностью 1300 км. Недешевые тогда расценки были у Газпрома.
Что делать ? - вопрошал Д. Медведев в 2017 г. на совещании в г. Мурманске, требуя решения у А. Новака.
Газопровод решил было строить НОВАТЭК для своего планируемого СПГ-проекта Мурманский СПГ, но после февраля 2022 г. планы компании оказались в подвешенном состоянии, в ноябре 2024 г. правительство РФ вернуло проект строительства Газпрому.






