Об этом 29 октября 2025 г. сообщила пресс-служба Газпрома по итогам прошедшей в г. Санкт-Петербург встречи глав компаний.
Встреча после паузы
Подробностей встречи не приводится.«Состоялась рабочая встреча А. Миллера и президента Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (SOCAR) Р. Наджафа. Стороны обсудили возможные направления взаимодействия», – сообщила пресс-служба Газпрома.
SOCAR также ограничилась подтверждением факта встречи в кратком посте в X.
Отметим, что плотность контактов между Газпромом и SOCAR в последнее месяцы резко снизилась. Последняя личная встреча А. Миллера и Р. Наджафа состоялась на площадке ПМЭФ в июне 2024 г. В августе того же года делегация Газпрома посетила Азербайджан в рамках госвизита президента РФ В. Путина в страну. А. Миллер тогда рассказывал о динамичном развитии партнерского взаимодействия с SOCAR в рамках крупных проектов, в т.ч. по международному транспортному коридору (МТК) Север-Юг и программе комплексного научно-технического сотрудничества.
Затем последовала серьезная пауза в т.ч. обусловленная осложнением отношений между Россией и Азербайджаном летом 2025 г. на фоне задержаний представителей азербайджанской диаспоры в РФ и пострадавших интересов Азербайджана на Украине. Р. Наджаф пропустил ПМЭФ, ПМГФ и РЭН, представители Газпрома игнорировали ключевые энергетические мероприятия в Азербайджане (делегация Газпрома приняла участие в 29й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в г. Баку, но затем наступила пауза).
После более чем годичной паузы контакты возобновились, причем Р. Наджаф посетил для этого г. Санкт-Петербург, что указывает на высокую важность прошедшей встречи.
В контексте Ирана?
Основным предметом переговоров Газпрома и SOCAR может быть транзит через Азербайджан российского газа в Иран, начало которого ожидается до наступления пикового потребления газа на севере Ирана в осенне-зимний период (ОЗП).Напомним, что в июне 2024 г. Газпром и National Iranian Gas Company (NIGC) подписали стратегический меморандум о проработке организации трубопроводных поставок природного газа из РФ в Иран в объеме до 55 млрд м3/год (эквивалентно примерно 150 млн м3/сутки) с возможностью реэкспорта. Рассматривались 2 варианта маршрута поставок – азербайджанский или центральноазиатский.
Маршрут поставок через Азербайджан был утвержден в январе 2025 г. по итогам визита президента Ирана М. Пезешкиана в Россию. А по итогам 18го заседания Российско-Иранской межправкомиссии (МПК) в апреле 2025 г. был назван ориентир по срокам и объемам – первые поставки российского газа в Иран через Азербайджан могут начаться в 2025 г. в объеме до 1,8 млрд м3/год.
Для организации поставок планируется использовать существующие магистральные газопроводы (МГП):
- МГП Моздок - Кази-Магомед (исторически МГП Хаджикабул (Кази-Магомед) - Ширвановка - Моздок), соединяющий Россию и Азербайджан,
- МГП Хаджикабул - Астара - Абадан между Азербайджаном и Ираном (иранская часть - МГП IGAT1, идущий с севера на юг Ирана).
В числе нерешенных вопросов, затягивающих начало поставок:
- подходе к ценообразованию – базовым решением является паритет калорийности нефти и газа с некоторым коэффициентом, в котором есть расхождения,
- вопрос оплаты поставляемого газа,
- техническое состояние газопроводов,
- позиция Азербайджана как страны-транзитера.
Глава National Iranian Gas Company (NIGC), замминистра нефти Ирана С. Таваколи в интервью иранскому агентству ISNA 25 октября 2025 г. сообщил, что переговоры по газу с Россией достигли финальной стадии. Достигнут большой прогресс в вопросе оплаты, Иран ожидает положительных результатов по окончательному согласованию формулы цены.
Ирану надо сейчас!
Иран является крупной газодобывающей страной, но по целому ряду причин в зимние месяцы регулярно испытывает дефицит газа в северных регионах, в т.ч. в столице г. Тегеран:- крупнейшие месторождения газа, в т.ч. Южный Парс, расположены на юге Ирана, тогда как на севере страны значительных запасов нет,
- более суровые климатические условия севера по сравнению с югом, с серьезными холодами зимой, особенно в горных районах,
- рост внутреннего потребления газа как в промышленности, так и в сегменте населения (в Иране всё городское население и около 86-90% сельского населения используют газ),
- доминирование газовой генерации в структуре выработки электроэнергии (80-83% топливного баланса электростанций Ирана обеспечивает газ, по сравнению с мировым показателем в 20-23%),
- отсутствие подземных хранилищ газа (ПХГ) достаточного объема, чтобы сглаживать сезонные и суточные пики потребления.
С. Таваколи сообщил, что разрыв между спросом и поставками газа в Иране в период пикового потребления составляет около 300 млн м3/сутки, а в отдельные дни дисбаланс может достигать 350-400 млн м3/сутки.
Регулировать этот дисбаланс сложно – в Иране имеются лишь 2 небольших ПХГ. ПХГ Шуриджа (Shurijeh), расположенное провинция Хорасан‑Разави на северо-востоке Ирана, имеет активную емкость 2,25 млрд м3 и производительность около 20 млн м3/сутки газа на закачку/отбор. ПХГ Сараджа (Sarajeh) находится в провинции Кум, неподалеку от г. Тегеран, но оно еще меньше – около 1 млрд м3 активной емкости. Иран планирует значительное расширение мощностей ПХГ, добившись к 2028 г. производительности на отбор до 100 млн м3/сутки.
- оптимизирован график планово-предупредительных ремонтов (ППР) на газоперерабатывающих заводах (ГПЗ), работы стартовали еще до начала текущей Солнечной хиджры (до 21 марта),
- подготовлены рекордные запасы резервного топлива для электростанций,
- проведены масштабные ППР на газопроводах, что позволило улучшить готовность сети по сравнению с прошлым годом,
- изменения топливного баланса и диверсификации видов топлива и др. меры,
- запасы газа в ПХГ увеличены на 14% по сравнению с 2024 г.
 
				
														







