Об этом сообщила пресс-служба Росморречфлота.
Судна предприятия Росморпорт будут выполнять проводку в акваториях и на подходах к портам в Финском заливе, а также в Азовском, Каспийском, Белом, Карском и Охотском морях. Подготовка портовых ледоколов к работе должна быть завершена до 1 ноября, а линейных - до 1 декабря. Дополнительно заключены договоры с гидрометцентрами на предоставление обзорных ледовых карт и прогнозов. Для Азовского бассейна срок готовности линейных ледоколов установлен до 15 ноября.
Ледокольная проводка по регионам:
- в акватории Финского залива планируется использовать 12 единиц флота;
- в Большой порт Санкт-Петербург направят ледоколы «Капитан Сорокин», «Мудьюг», «Семен Дежнев», «Капитан Косолапов» и «Капитан Зарубин»;
- ледокол «Виктор Черномырдин» обеспечит ледокольное сопровождение на подходных фарватерах и в акватории Приморска;
- работу в портах Высоцк и Выборг организуют суда «Владивосток», «Капитан М. Измайлов» и «Иван Крузенштерн»;
- за проводку судов в порту Усть-Луга будут отвечать «Капитан Николаев» и «Капитан Плахин»;
- ледокол «Красин» остается в резерве для возможного применения на Балтике.

- в портах Азовского моря - Таганрог, Азов, Ростов-на-Дону и Ейск - операции проведут 6 ледоколов. В их список вошли «Капитан Демидов», «Капитан Мошкин», «Капитан Чудинов», «Капитан Крутов», «Фанагория» и «Георгий Седов». Часть судов может привлекаться в порты Кавказ и Темрюк;
- на Волго-Каспийском морском судоходном канале и в портах Астрахань и Оля работы возложены на ледоколы «Капитан Чечкин», «Капитан Букаев» и «Капитан Мецайк». Их также планируется использовать для разработки ледовых паромных переправ в Бахтемирском и Староволжском рукавах;
- в Белом море будут работать 4 ледокола. Ледокол «Диксон» будет дежурить в акваториях Архангельска и Кандалакши. Судна «Капитан Евдокимов», «Капитан Чадаев» и «Авраамий Завенягин» - на участке от Мудьюгского приемного буя до порта Архангельск. Весной ледоколы беломорской группировки могут принять участие в противопаводковых мероприятиях на реке Северная Двина. Это необходимо для предотвращения подтопления населенных пунктов.

- в порту Сабетта, расположенном за полярным кругом, будут эксплуатироваться ледоколы «Новороссийск», «Тор» и «Помор». Для работы на Северном морском пути в Арктику направится ледокол «Мурманск»;
- на Дальнем Востоке в Охотском море навигацию обеспечат 5 ледоколов. В порту Ванино работы будут выполнять «Магадан», «Капитан Хлебников», «Капитан Драницын» и «Санкт-Петербург». Последний может привлекаться для проводки судов на подходах к порту Де-Кастри. Доступность порта Магадан обеспечит ледокол «Москва».
Напомним, ранее председатель правительства РФ М. Мишустин подписал распоряжение о выделении более 9 млрд руб. из резервного фонда кабмина на строительство судов, необходимых для развития морских и речных перевозок, а также освоения арктических маршрутов. Средства будут направлены Росморречфлоту.
Всего на развитие отечественного судостроения и создание техники для освоения шельфовых месторождений в России в период с 2026 по 2028 гг. планируется направить 232,7 млрд руб. из федерального бюджета. Реализация проекта позволит создать условия для импортонезависимого производства судов гражданского и специального назначения, т.ч. для развития СМП. Кроме того, планируются меры поддержки судостроения со стороны Минпромторга.
Кроме того, в мае 2025 г., правительство РФ актуализировало стратегию развития судостроительной промышленности, расширив горизонт планирования на период до 2036 г. и дальнейшую перспективу до 2050 г. В документе приводится анализ текущего состояния российского эксплуатируемого флота, где отмечается высокая степень износа эксплуатируемых судов, предстоящее массовое списание судов в возрасте 45-55 лет, что повлечет резкое снижение обеспеченности судами российского флота на фоне роста грузовой базы.
- танкерный флот (всего 910 судов) - степень износа составляет 68%, или 572 судна старше 30 лет, наиболее устаревший
- сегмент - нефтеналивные танкеры, в котором 564 судна относятся к этой возрастной категории,
- сухогрузный флот (всего 1465 судов) - степень износа 76%, или 1076 судов старше 30 лет,
- технический флот - доля судов морского флота обеспечения старше 35 лет составляет 70%, доля судов речного флота старше 35 лет - 74%,
- ледокольный флот - по состоянию на 2023 г. российский ледокольный флот состоял из 45 ледоколов, из них 37 (84%) - дизель-электрические и 8 (16%) - атомные ледоколы, старше 40 лет 43% судов (28% по водоизмещению).
Автор: А. Шевченко









