Об этом 13 сентября 2025 г. пишут Reuters и Bloomberg.
Танкеры меняют курс...
Издания сообщают минимум о 2 танкерах, сменивших пункт назначения после санкций США против терминала Rizhao Shihua:- Reuters со ссылкой на данные LSEG пишет, что супертанкер (VLCC) New Vista (дедвейт 297 тыс. т, флаг Либерии) изменил пункт назначения с порта Жичжао на порт Нинбо-Чжоушань (провинция Чжэцзян). Судно, зафрахтованное нефтетрейдером Unipec, дочкой Sinopec, должно было доставить нефть с месторождения Upper Zakum в Абу-Даби через терминал Zirku Oil Offshore Terminal (ОАЭ) в Ланьшань, однако после объявления о санкциях США направилось в порт Нинбо, куда прибыло 12 октября 2025 г. и ожидает разгрузки;
- Bloomberg сообщил о еще одном VLCC - Spherical (дедвейт 313 тыс. т, флаг Либерии), который сменил порт назначения с Жичжао на Цаофэйдянь (провинции Хэбэй). Судно следовало с партией нефти, загруженной на терминале Porto Du Acu в Бразилии, объемом 2 млн барр. В настоящее время Spherical проходит Малаккский пролив, в порт Цаофэйдянь он должен прибыть 26 октября.
Напомним, что Управление по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC) 9 октября 2025 г. расширило санкции, направленные против закупок Китаем иранской нефти и сжиженных углеводородных газов (СУГ). Рестрикции затронули более 50 физлиц и юрлиц, а также ряд судов. В т.ч. под санкции попали Rizhao Shihua Crude Oil Terminal Co., управляющая нефтяным терминалом в порту Ланьшань, независимый нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) Shandong Jincheng Petrochemical Group. По данным OFAC, терминал Rizhao принял более 10 судов теневого флота, которые в совокупности перевезли несколько миллионов баррелей иранской нефти, включая недавно подпавшее под санкции судно Voy.
...но не рынок
При этом партии нефти, перенаправленные с попавшего под санкции США терминала, по-прежнему направляются на китайский рынок.Спрос на нефть в Китае продолжает расти. По прогнозу ОПЕК, показатель в 2025 и 2026 гг. вырастет на 190 тыс. барр./сутки по каждому из годов, составив 16,84 млн барр./сутки в 2025 г. и 17,03 млн барр./сутки в 2026 г. Кроме того, Китай активно пополняет свои резервы - за 8 месяцев 2025 г. Китай закупил 150 млн барр. в свои хранилища, заполнив их на 50%, а в 2025-2026 гг. планирует ввести в строй 11 новых хранилищ мощностью 169 млн барр.
Однако санкции США против крупного импортного нефтетерминала может создать ряд сложностей для китайского рынка:
- Rizhao Shihua Crude Oil Terminal является крупным импортным нефтяным терминалом, через который проходит около 9% поступающей по морю нефти на китайский рынок,
- согласно данным Kpler, в 2024 г. импортировал более 1 млн барр./сутки нефти, из которых около 189 тыс. барр./сутки пришлись на Иран,
- в 2025 г., по данным Vortexa, Иран стал ключевым поставщиком нефти в порт Жичжао (172 тыс. барр./сутки), также значительные объемы идут из Бразилии (164,4 тыс. барр./сутки), Анголы (159,7 тыс. барр./сутки), Омана (150,4 тыс. барр./сутки) и России (98,9 тыс. барр./сутки),
- по данным источников Reuters, Sinopec обрабатывает около 20% своего импорта нефти на терминале в Жичжао,
- в аналитической записке Energy Aspects, цитируемой Bloomberg, указывается, что санкции США против терминала могут привести к сокращению переработки нефти на нескольких НПЗ в провинции Шаньдун на величину до 250 тыс. барр./сутки,
- сильнее всего, вероятно, пострадают НПЗ Sinopec, поскольку они подключены к объекту трубопроводом.
Кроме того, санкции США оказали негативное влияние на рынок фрахта. Так, ограничения вызвали неопределенность на рынке VLCC и задержки в графиках поставок. По оценкам трейдеров, ситуация может повлиять на маршруты доставки ближневосточной нефти в Китай и вызвать рост издержек на фрахт. Впрочем, для рынка это не первое подобное потрясение и к предыдущим санкционным раундам он адаптировался достаточно быстро.