Об этом сообщает пресс-служба компании.
С запуска трубопроводной системы у выносных причальных устройств (ВПУ) консорциума было принято 9334 танкеров.
«Трубопроводная система Тенгиз – Новороссийск — один из наиболее рентабельных и надежных маршрутов транспортировки нефти по трубопроводу из Каспийского региона на мировые рынки», — подчеркнул глава КТК Н. Горбань.
C 2001 г. по 1 января 2024 г. включительно через нефтепроводную систему Тенгиз – Новороссийск на мировые рынки было поставлено 888 076 899 т нефти. С начала прошлого года показатель удалось увеличить на 111 923 101 т нефти.
МНП Тенгиз – Новороссийск
- один из крупнейших проектов в энергетической сфере на территории СНГ;
- соединяет нефтяные месторождения запада Казахстана (Тенгиз, Карачаганак и Кашаган) и российские месторождения на шельфе Каспия с морским нефтетерминалом в Новороссийске;
- протяженность трубопровода Тенгиз – Новороссийск достигает 1 511 км;
- по этому маршруту транспортируется более 2/3 всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии;
- отгрузка нефти осуществляется через выносные причальные устройства (ВПУ) в 5 км от береговой линии;
- акционеры КТК:
- федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Транснефти (доверительное управление) — 24%,
- КазМунайГаз (КМГ) — 19%,
- Chevron Caspian Pipeline Consortium Company — 15%,
- LUKARCO B.V. — 12,5%,
- Mobil Caspian Pipeline Company — 7,5%,
- Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited — 7,5%,
- КТК Компани — 7%,
- BG Overseas Holdings Limited — 2%,
- Eni International N.A. N.V. S.ar.l. — 2%,
- Kazakhstan Pipeline Ventures LLC — 1,75%,
- Oryx Caspian Pipeline LLC — 1,75%.
Эксплуатация МНП Тенгиз – Новороссийск началась в конце 2001 г. К середине 2004 г. КТК вышел на показатель полной пропускной способности первого этапа развития — 28,2 млн т. В 2010 г. объемы транспортировки достигли значения в 35 млн т/год. С 2011 по 2017 гг. за счет расширения мощностей трубопроводной системы КТК увеличил пропускную способность нефтепровода до 67 млн т/год нефти. В 2014 г. на морском терминале КТК было перевалено более 40 млн т, а в 2016 г. — уже 44,3 млн т. В 2018 г. объем перевалки нефти на морском терминале превысил 61 млн т, в 2019 г. было отгружено более 63,25 млн т нефти.
В компании отмечают, что с завершением проектов по расширению мощностей КТК и устранению узких мест возможности компании по транспортировке нефти с территории Республики Казахстан выросли до 72,5 млн т/год, и до 82 млн т/год по системе в целом.
Напомним, за 9 месяцев 2025 г. объем перевалки на морском терминале КТК составил 55,51 млн т нефти, что почти на 12% больше показателя за аналогичный период 2024 г. По итогам прошлого года КТК сократил отгрузку на экспорт с терминала под Новороссийском на 0,7%, до 63,01 млн т нефти. В 2023 г. был установлен рекорд в 63,47 млн т нефти.
На прошлой неделе КТК приостановил погрузку танкеров на морском терминале в связи с атакой беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на Новороссийск. По сообщению компании, вскоре рабочие процессы были восстановлены. Также ранее сообщалось, что удары БПЛА привели к повреждению офиса КТК в Новороссийске.
Морской терминал КТК
- расположен в пос. Южная Озереевка (г. Новороссийск);
- на терминале осуществляется отгрузка нефти, поступающей по нефтепроводной системе КТК — магистральному нефтепроводу (МНП) Тенгиз – Новороссийск протяженностью 1511 км, в который поступает нефть с месторождений запада Казахстана (Тенгиз, Карачаганак и Кашаган) и российских месторождений на шельфе Каспия;
- отгрузка нефти на танкеры на Морском терминале осуществляется через выносные причальные устройства (ВПУ) турельного типа:
- в составе объектов Морского терминала КТК с 2002 г. находятся в эксплуатации три выносных причальных устройства ВПУ-1 и ВПУ-2, а с 2014 г. — ВПУ-3;
- они расположены в 5 км от берега;
- конструкция ВПУ позволяет осуществлять перевалку при неблагоприятных погодных условиях, когда традиционные береговые системы отгрузки нефти останавливают операционную деятельность.
Автор: А. Игнатьева