Об этом Минэнерго РФ сообщило в своем Telegram-канале 18 сентября 2025 г.
Загадочная встреча
С. Цивилев и М. Пакнежад обсудили двустороннее сотрудничество. Участие в переговорах приняли представители профильных ведомств, а также компаний России и Ирана.По сообщению Минэнерго РФ:
- в рамках рабочей встречи стороны обсудили сотрудничество в области топливно-энергетического комплекса,
- также были затронуты вопросы хода исполнения договоренностей, достигнутых по итогам 18го заседания Межправительственной комиссии (МПК), которое состоялось 23-25 апреля 2025 г. в г. Москва,
- особое внимание было уделено подготовке к следующему 19му заседанию МПК, которое пройдет в Иране.
О результатах встречи не сообщается, говорится лишь, что С. Цивилев поблагодарил иранскую сторону за нацеленность на результат и конструктивный диалог.
Газпром по итогам визита его делегации в Иран сообщил лишь, что его глава А. Миллер вместе с С. Цивилевым встречался с президентом Ирана М. Пезешкианом и министром нефти М. Пакнежадом. Стороны обсудили перспективы торгово-экономического сотрудничества, в т.ч. в газовой сфере. Также состоялась встреча А. Миллера с главой National Iranian Gas Company (NIGC) С. Таваколи.
С иранской стороны информации также мало. М. Пакнежад сообщил агентству Shana о своих встречах с С. Цивилевым и А. Миллером, но об их итогах рассказал крайне скупо.
По словам М. Пакнежада:
- достижения 18го заседания Совместной комиссии по экономическому сотрудничеству требуют дальнейшего развития, и на этой встрече этот процесс был серьезно рассмотрен,
- некоторые направления сотрудничества требовали пересмотра и диалога, которые были обсуждены и пересмотрены еще раз, и по ним был сделан вывод,
- также обсуждались сроки и повестка дня 19го заседания МПК, которая будет сообщена в надлежащее время.
Визит российской делегации в Иран, намеченный на середину сентября, анонсировал посол Ирана в РФ К. Джалали. Основной темой переговоров дипломат назвал окончательное согласование вопроса о поставках газа в Иран из России. По его словам, все вопросы, за исключением вопроса по цене, уже решены, 1й этап поставок российского газа в Иран может стартовать через несколько месяцев.
Однако именно ценовой вопрос обычно становится основным камнем преткновения при подписании газовых контрактов. Удалось ли сторонам его решить на прошедших переговорах, не сообщается.
Иран ждет газ
Являясь крупной газодобывающей страной, Иран в зимние месяцы регулярно испытывает дефицит газа в удаленных от центров газодобычи северных регионах, в т.ч. в столице г. Тегеран. Глава National Iranian Gas Company (NIGC), замминистра нефти Ирана С. Таваколи 15 сентября 2025 г. сообщил, что разрыв между спросом и поставками газа в Иране в период пикового потребления составляет около 300 млн м3/сутки, а в отдельные дни дисбаланс может достигать 350-400 млн м3/сутки.Подземных хранилищ газа (ПХГ) с достаточным объемом, способных смягчить этот дисбаланс, в Иране нет, поэтому решает проблему Иран путем оптимизации графиков планово-предупредительных ремонтов (ППР) на газоперерабатывающих заводах (ГПЗ), изменения топливного баланса и диверсификации видов топлива и др. мер. Но наиболее действенным решением на данный момент для Ирана является импорт газа. С. Таваколи сообщил, что переговоры о поставках газа Иран ведет с Россией и Туркменистаном, рассчитывая достичь соглашения в обоих случаях.
Россия и Иран предметно прорабатывают вопрос поставок газа с лета 2024 г. В июне 2024 г. Газпром и NIGC подписали стратегический меморандум о проработке организации трубопроводных поставок природного газа из РФ в Иран. Документ масштабный, он предусматривает поставки газа до 55 млрд м3/год (эквивалентно примерно 150 млн м3/сутки). Для внутренних нужд Ирана такие объемы избыточны, меморандум предполагает организацию транзита или свопа через Иран российского газа в направлении Пакистана и, потенциально, Индии, а также экспорта газа в виде СПГ. Однако в случае трубопроводного газа эти перспективы упираются в многострадальный МГП Мир между Ираном и Пакистаном, в случае СПГ - в необходимость строительства заводов в Иране, хотя бы завершения брошенного Linde на полпути СПГ-завода Iran LNG мощностью 10,8 млн т/год. Также потребуется строительство газовой инфраструктуры между Россией и Ираном для увеличения поставок.
Но это пока перспективы, сейчас речь идет о 1м этапе - поставках газа из России для нужд его северных регионов Ирана.
В январе 2025 г. по итогам визита президента Ирана М. Пезешкиана в Россию С. Цивилев сообщил, что поставки газа из России в Иран на 1м этапе будут осуществляться транзитом через Азербайджан по существующим газопроводам с возможностью последующего наращивания. По итогам апрельского заседания МПК российский министр уточнил, что первые поставки российского газа по существующей инфраструктуре через Азербайджан могут начаться уже в 2025 г. в объеме до 1,8 млрд м3/год.
Для организации поставок планируется использовать существующие магистральные газопроводы (МГП):
- МГП Моздок - Кази-Магомед (исторически МГП Хаджикабул (Кази-Магомед) - Ширвановка - Моздок), соединяющий Россию и Азербайджан,
- МГП Хаджикабул - Астара - Абадан между Азербайджаном и Ираном (иранская часть - МГП IGAT1, идущий с севера на юг Ирана).
Вопрос цены
В начале сентября 2025 г. К. Джалали подтвердил, что иранская и российская стороны проработали все вопросы будущих поставок газа, кроме цены.Расхождение позиций наблюдается именно по этому коэффициенту. Напомним, что калорийность газа является обычным для газовых контрактов пунктом, особенно при использовании в контракте ценовых формул с привязкой к нефтепродуктовой корзине. Калорийность как параметр контракта может представлять для Ирана некоторую сложность, возможно, из-за отсутствия широкой практики ее измерения и оборудования для измерения. Однако, претендуя на роль регионального газового хаба, Иран должен будет адаптироваться к работе по международным стандартам индустрии.