Об этом свидетельствуют данные Автоматической идентификационной системы (АИС) судов.
Еще 7 сентября судно было вынуждено прекратить движение в акватории Восточно-Сибирского моря. Причиной остановки стали ледовые поля, которые до сих пор сохраняются на этом отрезке СМП и существенно осложняют навигацию в текущем сезоне.
Согласно данным систем слежения, 275-метровый танкер, не имеющий ледового класса, был вынужден маневрировать, приблизиться к береговой линии и продолжить движение по кромке открытой воды. Путь судну прокладывает атомный ледокол «50 лет Победы», обеспечивая проводку даже на прибрежных участках.
За последние пять дней танкеру удалось преодолеть всего 153 мили. В связи с этим сроки доставки груза в китайский порт были сдвинуты с 27 сентября на 2 октября.
Ранее, 29 августа, в этом же районе возникли сложности у газовоза Arctic Metagaz, который перевозил сжиженный природный газ с проекта Арктик СПГ-2, находящегося под санкциями. Судно маневрировало в этом районе не менее недели. Его текущее местоположение неизвестно, но, предположительно, он мог пройти участок при помощи ледокола «Сибирь» или следует теперь вместе с ледоколом «50 лет Победы».
Leo и Arctic Metagaz стали единственными известными судами без ледового класса, чье движение было серьезно нарушено ледовой обстановкой в этом навигационном сезоне. Другие танкеры, в т.ч. обслуживающие проект Ямал СПГ, также следуют вдоль берега в Восточно-Сибирском море, но придерживаются графика. Предположительно, в этом районе формируются торосы, представляющие опасность даже для судов с высоким ледовым классом.
Оба судна, находящиеся под санкциями США и ЕС, отправились по Севморпути самостоятельно, без предварительного заказа ледокольной проводки. Вероятно, фрахтователи стремились избежать дополнительных расходов. По расчетам Главсевморпути, стоимость проводки танкера Leo через одну из семи зон СМП могла бы составить для заказчика почти 500 тыс. долл. США.
Северный морской путь позволяет почти вдвое сократить время доставки энергоресурсов из России в Азию, однако российские компании испытывают дефицит судов ледового класса.
Автор: А. Шевченко