Об этом сообщила пресс-служба компании.
Согласно оперативным данным:
- грузооборот за август 2025 г. упал в годовом исчислении на 5% и составил 202,4 млрд тарифных тонно-км;
- грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время снизился на 4% и составил 251,5 млрд тонно-км.
За январь–август на железных дорогах было погружено:
- каменного угля — 213,8 млн т (-3,6% к январю–августу 2024 г.);
- кокса — 6,7 млн т (-16,1%);
- нефти и нефтепродуктов — 132,1 млн т (-4,9%);
- руды железной и марганцевой — 71,5 млн т (-1,5%);
- черных металлов — 34,7 млн т (-17,3%);
- лома черных металлов — 5 млн т (-35,6%);
- химических и минеральных удобрений — 46,9 млн т (+4%);
- цемента — 14 млн т (-13,6%);
- лесных грузов — 17,1 млн т (-4,6%);
- зерна — 14 млн т (-30,7%);
- строительных грузов — 66 млн т (-15%);
- руды цветной и серного сырья — 11,6 млн т (+4,9%);
- химикатов и соды — 13,5 млн т (-3,7%);
- промышленного сырья и формовочных материалов — 18,1 млн т (-18%);
- остальных, в т.ч. грузов в контейнерах — 73,5 млн т (-7,8%).
Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время снизился на 1,6%, до 2047 млрд тонно-км.
По данным РЖД, отрицательная динамика по-прежнему связана с влиянием «внешних конъюнктурных факторов и отражает временные структурные изменения в экономике страны». Отмечается, что сокращение отгрузки нефтяных грузов связано с ремонтными работами на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ).
В то же время за январь–август на 5,1% увеличился экспорт в восточном направлении, до 107,7 млн т. Отмечается, что на 6,6% выросли поставки неугольных грузов, составив 29,8 млн т, включая удобрения (рост в два раза), черные металлы (+3,4%), железной руды (+13,5%) и грузов в контейнерах (+10%).Также в восточном направлении экспортировано на 4,6% каменного угля больше, чем за аналогичный период 2024 г.
Поддержка угольной отрасли
- в мае сообщалось, что РЖД предоставит скидку 12,8% на экспортные перевозки угля в западном и южном направлениях до конца 2025 г.;
- предполагалось, что выпадающие доходы РЖД будут компенсированы из бюджета;
- ранее эти меры были предложены вице-премьером РФ А. Новаком и одобрены президентом РФ В. Путиным;
- позже Минтранс РФ выступил против предоставления скидок на ж/д перевозки угля в северо-западном и южном направлениях, отметив, что с учетом числа заявок при текущем уровне цен и стоимости транспортировки угольные компании могут реализовывать свою продукцию;
- в РЖД заявили о том, что в первом квартале года выросло число заявок на вывоз угля в западном направлении, однако запросы грузоотправителей на перевозку не подтверждались грузовой базой;
- до 30% угольной продукции было заявлено, но не предъявлено к перевозке, хотя, например, годом ранее эта доля не превышала 2%;
- из-за инфлированных заявок выросли траты РЖД, а также выросло число прогонов дефицитных полувагонов;
- в июне стало известно, что РЖД приняли несколько тарифных мер, направленных на увеличение объема грузов, перевозимых железнодорожным транспортом.
РЖД предлагают эту схему с 2016 г., но сталкивались с противодействием грузоотправителей, которые опасались ограничений доступа к инфраструктуре.
Автор: А. Игнатьева