USD 80.5268

-0.16

EUR 93.3684

-1.09

Brent 66.42

-0.27

Природный газ 2.801

-0.01

2 мин
0

Казахстан намерен возобновить поставки нефти по маршруту Баку — Тбилиси — Джейхан

Транспортировка была приостановлена после того, как bp и Eni сообщили о выявлении хлорорганических соединений в азербайджанской нефти, поставляемой по МНП БТД.

Казахстан намерен возобновить поставки нефти по маршруту  Баку — Тбилиси — Джейхан

Источник: ©mcornelius / Фотобанк Фотодженика

Астана, 27 авг - ИА. Neftegaz.RU. Правительство Казахстана ведет переговоры о возобновлении транспортировки нефти по магистральному нефтепроводу (МНП) Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД).
Об этом заявил министр энергетики Е. Аккенженов.

«Касательно БТД официальных заявлений со стороны оператора о том, что там есть какие-то хлорорганические соединения, я не видел, но я узнал об этом из новостных лент. Было сообщение о приостановке поставок. Но я знаю, что сейчас КазМунайГаз ведет переговоры о скорейшем возобновлении поставок по данному маршруту», — сказал Е. Аккенженов.

Он отметил, что этот нефтепровод обладает большой пропускной способностью, и если у грузоотправителей будет экономический интерес, то есть возможность наращивания поставок.

В середине августа стало известно, что Казахстан переориентировал поставки нефти с МНП БТД на трубопроводную систему КТК (Каспийский трубопроводный консорциум). Это произошло вскоре после того, как 23 июля 2025 г. bp и Eni сообщили о загрязнении хлорорганикой нефти, поставляемой из Азербайджана по МНП БТД и отгружаемой на экспорт через терминал Джейхан в Турции. Позднее стало понятно, что проблемы с ХОС в азербайджанской нефти затронули нескольких покупателей в Европе. Источник загрязнения нефти установлен не был.

МНП БТД

  • введен в эксплуатацию в июне 2006 г.;
  • проходит от терминала Сангачал, расположенного недалеко от г. Баку, через Азербайджан и Грузию в порт Джейхан на средиземноморском побережье Турции;
  • основные параметры:
    • общая протяженность — 1768 км (443 км в Азербайджане, 249 км в Грузии и 1076 км в Турции),
    • диаметр — 42 дюйма на большей части территории Азербайджана и Турции, 46 дюймов в Грузии и 34 дюйма на финальном отрезке в Турции.
    • пропускная способность — 1,2 млн барр./сутки (свыше 50 млн т/год),
    • фактическая загрузка на 2024 г. - 610 тыс. барр./сутки (29 млн т за год),
    • количество нефтеперекачивающих станций (НПС) — 8 (2 в Азербайджане, 2 в Грузии, 4 в Турции),
    • другая инфраструктура — 1 станция снижения давления, 2 промежуточные станции очистки от отложений, 101 запорный клапан;
  • по нему для экспорта через порт Джейхан поставляется нефть с блока Азери-Чираг-Гюнешли (АЧГ) и газовый конденсат с месторождения Шах-Дениз в Азербайджане.Также на Сангачальском терминале принимается поставляемая танкерами через Каспийское море нефть из Казахстана (месторождения Тенгиз и Кашаган) и Туркменистана, которая также сдается в МНП БТД.
В июле 2025 г. Е. Аккенженов сообщил, что Казахстан планирует нарастить экспорт по МНП БТД с 1,4 млн т в 2024 г. до 1,7 млн т в 2025 г. По его словам, за первые 6 месяцев 2025 г. по этому маршруту Казахстан транспортировал 800 тыс. т нефти.

Ожидается, что КТК в сентябре 2025 г. сократить прокачку нефти по сравнению с августом — с 6,5 до 6,1 млн т. Причиной снижения прокачки нефти в сентябре 2025 г. называется 2-недельный ремонт одного из выносных причальных устройств (ВПУ) на Морском терминале КТК. При этом задержек в отгрузках не ожидается.

Подпишитесь

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в VK