Постами в Twitter стороны обменялись 6 февраля 2025 г.
Бесплатного прохода не будет?
По сообщению Госдепа США:- правительственные суда США теперь могут проходить через Панамский канал без оплаты за проход,
- это экономит правительству США миллионы долларов в год.
- в ответ на публикацию, опубликованную Госдепом США, Управление Панамского канала, которому разрешено устанавливать плату за проход по каналу и другие сборы, сообщает, что оно не вносило в них никаких изменений4
- Управление Панамского канала, как оно и заявило, готово начать диалог с соответствующими должностными лицами США по вопросу прохода военных кораблей из этой страны.в связи с публикацией Госдепа США.
Спор о Панамском канале
Панамский канал является одним из важнейших транспортных водных путей международного значения, он связывает Атлантический и Тихий океаны.Строительство канала было завершено в 1914 г., велось оно велось под эгидой Министерства обороны США, а отделившаяся от Колумбии Панама фактически стала протекторатом США.
В 1977 г. Панамский канал стал нейтральным в результате подписания договора между США и Панамой.
По этому договору Панама получила контроль над канала и гарантировала безопасный и открытый транзит кораблей всех наций как в мирное, так и в военное время.
Президент США Д. Трамп в ходе инаугурации 20 января 2025 г. сообщал о планах вернуть контроль над Панамским каналом, который, по его словам, был передан Панаме, но теперь оказался под влиянием Китая.
Д. Трамп обвинил Панаму в несправедливом обращении с американскими судами, включая военные корабли, сказав, что Вашингтон сталкивается с завышенными тарифами за использование канала.
Президент Панамы Х. Р. Мулино решительно отверг заявления Д. Трампа о намерении получить контроль над Панамским каналом, а постпредство Панамы при ООН направило жалобу генсеку организации А. Гутерришу.
3 февраля 2025 г. глава Госдепа США М. Рубио посетил Панаму, где встретился с Р. Мулино.
В т.ч. М. Рубио посетил Управление Панамского канала, где его заверили в готовности ACP сотрудничать с ВМС США для оптимизации приоритета прохода судов ВМС США через Панамский канал.
Ключевым же результатом поездки М. Рубио стал отказ Панамы от продления действия меморандума о взаимопонимании с Китаем по инициативе «Один пояс - один путь».
Власти Панамы уже объявили:
- Панама выйдет из китайской инициативы «Один пояс, один путь» до истечения срока действия текущего соглашения в 2026 г.;
- рассматривается возможность расторжения контракта с гонконгской компанией CK Hutchinson, которая управляет портами вблизи Панамского канала.
Панамский канал:
- протяженность - 51 миля;
- находится в ведении Управления Панамского канала, независимого государственного учреждения, действующего в соответствии с конституцией страны.