Об этом 21 июля 2024 г. заявил министр энергетики, торговли и промышленности Кипра Й. Папанастасиу, его слова приводят Cyprus Mail и Politis.
Терминалу быть!
Й. Папанастасиу сообщил, что ранее заключенный контракт на строительство СПГ-терминала Cyprus LNG Terminal прекратил свое действие после того как 18 июля 2024 г. китайский строительный консорциум CPP-Metron Consortium Ltd (CMC) заявил о выходе из проекта.Позднее это подтвердила кипрская национальной компанией ETYFA, которая являлась второй стороной соглашения.
Тезисы от Й. Папанастасиу:
- вокруг этого проекта не может не быть соглашения,
- проект необходим для импорта природного газа, что поможет снизить стоимость производства электроэнергии из традиционных источников на Кипре,
- использование природного газа является 1 из 3 столпов, поддерживающих снижение цен на электроэнергию (2й - расширение использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и хранилищ, 3й - объединение электросетей, которое в настоящее время обсуждается между Израилем, Кипром и Грецией),
- эти 3 проекта приведут к серьезному снижению цен на электроэнергию, хотя и не все они будут проведены одновременно,
- терминал будет достроен другими способами,
- после расторжения контракта остаются в силе его пункты, которые указывают, как достроить терминал,
- ETYFA является владельцем всех активов, вытекающих из контракта, и уже приняла стройплощадку в Василикосе, которая включает недостроенный пирс и береговую часть терминала,
- в соответствии с этими положениями и, конечно, после консультаций с китайским консорциумом, будет принято решение, которое через некоторое время приведет к завершению строительства этого терминала,
- предложение, которое вскоре будет представлено президенту, касается его завершения вне контракта.
Спор вокруг СПГ-терминала
Заявляя 18 июля о расторжении контракта с ETYFA по терминалу Cyprus LNG Terminal консорциум CMC мотивировал свои действия тем, что ему пришлось в течение нескольких лет вести работу в рамках проекта без надлежащих и своевременных платежей.Кроме того, вопреки мартовским обещаниям главы Минэнерго Кипра, консорциум не получил вообще никаких выплат за работы, произведенные в 2024 г.
По заявлению CMC, ни от одного подрядчика нельзя ожидать, что он будет работать бесконечно в кредит.
21 июля 2024 г. CMC заявила, что ее субподрядчик VPSM, СП кипрской Multimarine и греческой Spanopoulos, не будет использоваться для завершения оставшихся работ по терминалу.
CMC передала верхние строения причала в субподряд VPSM в ноябре 2022 г. с согласованной датой завершения 30 сентября 2023 г.
Однако участие VPSM было прекращено 14 марта 2024 г. из-за неэффективности, некачественных и впоследствии забракованных работ, неоправданных дополнительных претензий по изготовлению бетона и значительных задержек с выполнением работ.
Проблемы с VPSM CMC связывает исключительно с деятельностью Multimarine - результаты работы Spanopoulos консорциум считает положительными.
CMC отмечает, что Multimarine допустила многочисленные сбои из-за отсутствия у нее строительных знаний, квалифицированного персонала, достаточной численности персонала для проекта такого масштаба, отсутствия достаточного оборудования и неспособности принять инструкции от CMC.
К марту 2024 г. Multimarine построила только 40% всех бетонных конструкций, относящихся к причалу, большинство из которых не соответствовали стандартам качества ЕС/Кипра.
По этой причине CMC расторгла свое соглашение с VPSM, в настоящее время компании находятся в процессе рассмотрения претензий, поскольку VPSM требует повышения цен более чем на 300% на работы, которые она обязалась выполнить по контракту.
Cyprus LNG Terminal и газ для Кипра
Базовая генерация на о-ве Кипр представлена 3 ТЭС, работающими на мазуте, крупнейшей из которых является ТЭС Василикос.Под влиянием климатической повестки и туристического фактора Кипр начал думать о строительстве терминала для импорта СПГ.
Раздумья продолжались с 2009 г., а в 2019 г. проект оказался в группе риска в связи с тем, что ЕК решила не финансировать с 2020 г. энергетические проекты, в основе которых природный газ.
Тем не менее, финансирование удалось привлечь и проект перешел в практическую фазу.
Строительство СПГ-терминала Cyprus LNG Terminal (Vassiliko FSRU) в районе Василикос на южном побережье о. Кипр между Ларнакой и Лимасолом стартовало в июле 2020 г.
Проект включает:
- плавучую регазификационную установку (FSRU),
- причал для швартовки FSRU,
- причальный газопровод,
- инфраструктуру для поставок газа на ТЭС Василикос.
В январе 2024 г. шанхайская COSCO Shipping Heavy Industry передала Кипру FSRU Etyfa Prometheas, который был переоборудован из танкера-газовоза Galea типа Moss 2002 г. постройки.
Вместимость FSRU составляет 137 тыс м3, мощность 2 млн т/год.
Однако из-за задержек со строительством причала и береговой инфраструктуры судно по-прежнему остается в Шанхае.
Изначально предполагалось, что строительство завершится в 2021 г., однако сроки неоднократно переносили.
Сейчас запуск терминала ожидается не ранее 2025 г.
Также была значительно превышена стоимость проекта.
Изначально запланированный бюджет проекта составлял 290 млн евро, однако в отчете, который в 2024 г. подготовила Счетная палата Кипра, отмечалось, что из-за задержек строительства и нарушений контрактов возведение терминала уже обошлось налогоплательщикам в 542 млн евро.
Проект Cyprus LNG Terminal также учитывает возможные изменения в связи с открытием на шельфе о. Кипр больших запасов углеводородов, в т.ч. крупного газового месторождения Афродита.
Освоение открытых месторождений осложняется конфликтом между Турцией и Грецией, касающимся гарантии прав греков и турков-киприотов при пользовании ресурсов шельфа.
В случае урегулирования конфликта и новых открытий на шельфе, проект в заливе Василикос планируется переформатировать.
На базе импортного СПГ-терминала может быть построен СПГ-завод, насчитывающий до 8 линий сжижения, а FSRU будет работать в качестве танкера-газовоза.