Заседание состоялось на полях съезда Российского союза промышленников и предпринимателей.
В частности, ВЭБ.РФ профинансирует проект строительства глубоководного порта Лавна в г. Мурманске, который реализует Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК).
Его поддержка планируется в рамках Фабрики проектного финансирования в партнерстве с коммерческим банком.
Общая стоимость проекта составляет около 78,5 млрд руб.
Синдицированный кредит со стороны финансовых организаций - до 52,9 млрд руб., включая средства ВЭБ.РФ в размере 12,9 млрд руб.
В 2023 г. ВЭБ.РФ уже предоставил 4 млрд руб. в рамках льготного механизма финансирования, реализуемого совместно с Минвостокразвития России.
Тезисы председателя ВЭБ.РФ И. Шувалова:
- реализация проекта осуществляется на принципах частно-государственного партнерства,
- положительно повлияет на социально-экономическое развитие российской Арктики.
- Фабрика проектного финансирования пользуется все большим спросом у бизнеса;
- на рассмотрении у ВЭБ.РФ более 50 проектов на 14,5 трлн руб.,
- мы считаем возможным расширить лимит фабрики;
- из 29 поддержанных проектов в рамках данного механизма первый уже реализован, инвестор вернул кредиторам заемные средства;
- на прошлой неделе правительство дополнительно расширило возможности инвесторов в рамках фабрики;
- под проекты в ней разрешили направлять кредиты на выкуп облигаций;
- это также позволит масштабировать данный инструмент.
Глубоководный порт Лавна
- один из ключевых инфраструктурных проектов для переориентации внешней торговли России;
- обеспечивает навигацию экспортных грузов по Северному морскому пути (СМП)
- ВЭБ с партнерами профинансирует строительство специализированного угольного терминала мощностью 18 млн т в рамках программы Фабрики проектного финансирования;
- строительство Лавны началось 30 марта 2018 г.;
- ввести его в эксплуатацию планировалось в 2021 г., но не удалось, т.к. ситуация на мировых рынках кардинально поменялась;
- при нынешней рыночной конъюнктуре новый терминал может быть не так необходим.
Стоимость строительства угольного терминала Лавна в Кольском заливе увеличилась с 24 до 36 млрд руб.
Об этом сообщил Коммерсантъ со ссылкой на дорожную карту развития Мурманского транспортного узла, принятую правительством.
При этом загрузка угольного терминала Лавна тоже остается неочевидной: хотя власти планируют переваливать там 18 млн т/год угля с 2023 г., пока лишь 2 акционера проекта - СДС-Уголь и Центр развития портовой инфраструктуры (ЦРПИ) - готовы гарантировать грузопоток в объеме 10,5 млн т.
ЦРПИ при этом готов дать гарантии на больший объем, если порт передадут ему в управление, а также может получить контроль в проекте через выкуп доли участия в размере 30% у другого акционера.