Об этом Д. Оуджи говорил 21 февраля 2024 г. в кулуарах заседания Кабмина и на пресс-конференции, его слова приводят Tasnim и Shana.
Тезисы от Д. Оуджи:
- это заговор сионистского режима, который не сработал,
- была выполнена уникальная задача и заговор противника был сорван,
- им удалось повредить только несколько ответвлений труб,
- враг собирался создать проблемы для людей, отключив газ для бытового сектора в крупных провинциях, но, благодаря Богу и всем экспертам нефтяной промышленности, это не удалось, потому что мы были полностью подготовлены во всех областях нефтяной промышленности, как в добыче, так и в переработке,
- мы были полностью готовы, злая работа врага была нейтрализована,
- в кратчайшие сроки газопроводы, которые находились в основном в горных и труднодоступных районах, были отремонтированы и снова введены в эксплуатацию,
- после этого инцидента у нас нигде в стране не было перебоев с газом.
О том, что взрывы на МГП в Иране являются результатом диверсии Д. Оуджи говорил в тот же день, когда произошли эти инциденты.
Тогда министр отметил, что персонал на нефтяных и газовых объектах уже был приведен в состояние повышенной готовности, поскольку ожидалось, что «враги попытаются создать проблемы для иранской нации» в дни празднования 45й годовщины Исламской революции (отмечается 11 февраля).
Также Д. Оуджи напомнил об аналогичных инцидентах, произошедших 11 февраля 2011 г., когда на системе МГП Ирана произошли взрывы в 4 регионах страны, в т.ч. неподалеку от священного для мусульман-шиитов г. Кум.
Тогда последствия взрывов привели к временной остановке транспортировки газа по ключевому для Ирана МГП, соединяющему север и юг страны, сейчас последствия оказались менее масштабными.
Несмотря на отсутствие прямого указания на потенциальных виновных, Иран на протяжении многих лет связывает многие инциденты на своих инфраструктурных объектах с действиями Израиля.
На подобную возможность указывало и то, что взрывы 14 февраля 2024 г. произошли на фоне возросшей напряженности на Ближнем Востоке в связи с конфликтом Израиля и ХАМАС.
17 февраля 2024 г. The New York Times (NYT) со ссылкой на источники написал, что за атакой на МГП стоит Израиль, что знаменует эскалацию тайной войны и открытие ее нового фронта.
Источники NYT указывали, что атаки Израиля на газопроводы требовали глубокого знания инфраструктуры Ирана и тщательной координации, поскольку взрывы произошли на расстоянии более чем в 200 км друг от друга.
Последствия Ирану удалось оперативно и сравнительно легко устранить, но это должно было стать стало суровым предупреждением об ущербе, который может нанести Израиль.
Каким образом был нанесен удар по трубопроводам - с помощью дронов, прикрепленной к трубам взрывчатки или другим способом, пока неясно.
Взрывы на газопроводах и не только
14 февраля 2024 г. на МГП в Иране произошли 2 взрыва и вызванные им пожары:- в районе г. Боруджен в провинции Чехармехаль и Бахтиария на юго-западе Ирана произошел мощный взрыв на газопроводе высокого давления между г. Боруджен и Шехре-Корд,
- в районе г. Сефашехр на юге Ирана в провинции Парс.
Оба пострадавших участка относятся к основному для иранской газотранспортной системы (ГТС) Iran Gas Trunkline (IGAT) МГП IGAT-2, соединяющего юг и север страны.
МГП IGAT-2:
- диаметр - 56 дюймов (1420 мм),
- маршрут - от газоперерабатывающего завода (ГПЗ) Kangan Refinery на месторождении Канган в провинции Парс до г. Казвин на севере Ирана,
- протяженность - 680 км,
- пропускная мощность - 32,85 млрд м3/год.
15 февраля 2024 г. произошло возгорание на предприятии по производству химических растворителей в пригороде г. Тегеран.
По данным пожарной службы, причиной ЧП могла стать утечка в топливных баках.