Об этом сообщает пресс-служба Росатома.
Тезисы главы Росатома А. Лихачева:
- рекордных показателей грузопотока по СМП удалось достичь благодаря нашим партнерам - в 1ю очередь НОВАТЭКу, чей сжиженный природный газ (СПГ) составляет больше половины грузопотока;
- большую роль в увеличении объема перевозок сыграли также Газпром нефть, ЛУКОЙЛ и Норникель, которые перенаправили свои грузы с западного на восточное направление;
- в результате мы достигли плановой цифры 36 млн т еще до Нового года.
Для любознательных напомним, что в 2021 г. объем грузоперевозок в акватории СМП составил 34,85 млн т.
В 2023 г. перевозка транзита составит 2 млн 129 тыс. т.
Основным грузом была нефть: перевезено 1,5 млн т, порядка 350 тыс. т пришлось на железорудный концентрат, также Газпром отправил 1 судно с СПГ в объеме 70 тыс. т, и ЭЛСИ Майнинг тоже отправила 1 судно с 70 тыс. т.
Он отметил, что транзитный грузопоток является маркером востребованности Севморпути, поэтому его рост с точки зрения морского логистического бизнеса - важнейший результат.
Тезисы заместителя гендиректора - директора Дирекции СМП Росатома В. Рукши:
- также стоит отметить растущий интерес иностранных судоходных компаний к СМП;
- китайская судоходная компания NewNew Shipping Line обратилась к нам с просьбой сопровождения и поддержки их рейсов по СМП;
- они купили суда низкого арктического класса, и в 2023 г. уже сделали 8 рейсов, перевезли практически 100 тыс. т грузов;
- конечными пунктами были порты Китая, а также Архангельск, Санкт-Петербург и Мурманск;
- вот пример, когда международный бизнес, не дожидаясь сложных политических решений, реализовывает новую возможность.
Транзитом по СМП прошло 80 рейсов (в 2022 г. - 47).
Дважды совершена проводка крупных судов не ледового класса, которые прошли СМП в августе и октябре: балкер Gingo и балкер Platos из порта Мурманска прошли по СМП в китайские порты Циндао и Далянь.
Кроме того, в 2023 г. выполнены 3 регулярных каботажных рейса по СМП из северо-западной части России в регионы Дальнего Востока и в обратном направлении.
Северный морской путь
- судоходный маршрут, главная морская коммуникация в российской Арктике;
- проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово);
- соединяет европейские и дальневосточные порты России, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему;
- длина этой транспортной артерии составляет 5600 км от пролива Карские Ворота до бухты Провидения;
- общий объем перевозки грузов по СМП в 2022 г. составил 34 млн т.;
В декабре 2023 г. Росатом зарегистрировал арктическую дочку для развития грузовых проектов на СМП - Русатом Арктик.
Основными направлениями компании станут задачи по транспортному и логистическому обеспечению, по развитию минерально-сырьевых кластеров, энерго- и инфраструктурному обеспечению.
Автор: А. Гончаренко