Москва, 14 ноя - ИА Neftegaz.RU. Перевозка транзитных грузов по Северному морскому пути (СМП) в 2023 г. достигла рекордных за всю историю маршрута 2,1 млн т, основным грузом стала нефть.
Об этом заявил специальный представитель Росатома по вопросам развития Арктики В. Панов.
Границы СМП определены Кодексом торгового мореплавания: от архипелага Новая Земля на западе до мыса Дежнёва на Чукотке.
Грузопоток на СМП имеет 3 вида:
- 1й - отгрузка из Обской Губы и Енисейского залива;
- 2й - каботажные грузы, необходимые для снабжения инвестпроектов в Арктике, а также северный завоз;
- 3й - транзит, к которому относятся суда с портами загрузки и отгрузки за пределами СМП.
Общий объем перевозки грузов по СМП в 2022 г. составил 34 млн т.
В январе-октябре 2023 г. по СМП всего перевезено 31,4 млн т грузов, что на 6% больше, чем в тот же период 2022 г.
Транзитные перевозки на СМП
В 2023 г. вернулись к уровню досанкционного 2021 г., и вышли на исторический максимум.
Тезисы В. Панова:
- предыдущий рекорд по объему транзитных грузов на СМП пришелся как раз на 2021 г., когда транзитом было перевезено 2 млн т.;
- в 2022 г. произошло падение транзита на 90% по совокупности различных факторов - до 200 тыс. т;
- в 2023 г. перевозка транзита составит 2 млн 120 тыс. т.;
- таким образом, мы имеем новый исторический рекорд по транзитному показателю.
Состав транзитных грузов
Основным грузом стала нефть - ее было перевезено примерно 1,5 млн т.
Порядка 350 тыс. т пришлось на железорудный концентрат;
Газпром отправил 1 судно со сжиженным природным газом (СПГ) в объеме 70 тыс. т,
Компания ЭЛСИ Майнинг (входит в периметр компании Элси бизнесмена А. Авдоляна) тоже отправила 1 судно с 70 тыс. т.
Транзитный грузопоток является маркером востребованности СМП, поэтому его рост важен с точки зрения морского логистического бизнеса:
Транзит 2023 г. можно назвать пилотным проектом:
- 1е - компании-грузоотправители согласились часть грузопотока, который раньше шел через Суэцкий канал в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), перенаправить на СМП в летне-осенний период;
- 2е - Росатом, как транспортный оператор СМП, получил большую поддержку от правительства;
- в итоге мы убедились, что СМП экономически эффективен для транзитных перевозок;
- в 2023 г. через СМП с запада на восток проведено рекордное по объему судно не ледового класса:
- балкер Gingo типа CapeSize,
- дедвейт - более 169 тыс. т,
- на борту находилось 164,5 тыс. т железорудного концентрата;
- проводке по СМП компаниям, у которых такого опыта никогда не было, помогал Главсевморпуть - он стал единым окном на маршруте, обеспечивая грузоотправителей ледовыми экспертами и осуществляя поддержку в индивидуальном порядке.
Кратный рост
По словам представителя Росатома, к настоящему моменту стало понятно, что в летне-осеннюю навигацию по СМП можно перевезти еще больше транзитных грузов, но нужно тщательно готовиться:
- в 2023 г. мы могли бы перевезти больше;
- однозначно видим возможность кратного увеличения транзита - до 4 млн т и даже до 7 млн т.;
- такие объёмы допустимы уже в 2024 г.;
- но это Арктика с ее сложными природными и погодными явлениями, где главным становится наличие льда на глубоководных отрезках;
- поэтому рисковать никто не намерен, все нужно отработать;
- на сегодняшний момент выполнена тестовая проверка транзита по СМП в оптимальном формате;
- она подтвердила большой потенциал маршрута, доказала, что на СМП можно увеличить объемы российского груза, перенаправленного с Суэца;
- и сделаны концептуальные выводы, как обеспечить эффективную работу на российском арктическом маршруте:
- в 1ю очередь нужно заблаговременно готовить суда;
- 2е условие, на которое обращают внимание грузоотправители - повышение экономической эффективности рейсов, чтобы СМП стал очевидно выгоднее по сравнению с проходом через Суэц,
- компании хотят, чтобы в случае, если по погодным или ледовым условиям нужна ледокольная проводка, плата за использование ледоколов на СМП не превышала расходы прохождения через Суэцкий канал.
Экономическая эффективность
Росатом видит варианты, при которых в случае необходимости ледокольная проводка на СМП не будет выше расходов на Суэце.
Тезисы В. панова:
- мы подготовили предложения и с конкретной инициативой вышли в правительство;
- будем просить поддержать транзитные перевозки, чтобы они приобрели устойчивую экономическую эффективность;
- основным инструментом, предлагаемым Росатомом, является субсидирование ледокольной проводки;
- правила субсидии мы тоже разработали, обсудили с ведомствами, находимся в этом процессе на финальном этапе;
- Росатом рассчитывает на оперативное согласование его предложений с тем, чтобы новые 1е правила ледокольного сопровождения начали действовать уже по отношению к 2023 г., чтобы в части рейсов грузоотправители не оплачивали оказанную им ледокольную проводку;
- в результате пилотных мероприятий 2023 г. интерес к СМП значительно вырос по самым разным направлениям;
- безусловно, узким местом является строительство судов высокого ледового класса для круглогодичной навигации;
- над этой проблемой придется серьезно поработать;
- но при этом мы видим повышающийся интерес к сезону, когда в ледокольной поддержке нет необходимости, либо она нужна в минимальном объеме - это летне-осенний период, которым сейчас интересуются все больше российских, а главное - зарубежных компаний.
Напомним, что в августе 2022 г. российское правительство утвердило план развития СМП до 2035 г., в который вошло более 150 мероприятий.
Общий объем финансирования составляет около 1,8 трлн руб.
Согласно плану, годовой грузопоток по СМП должен составить: в 2024 г. - 80 млн т, в 2030 г. - 150 млн т, в 2035 г. - 220 млн т.
Автор: А. Гончаренко