USD 96.0686

0

EUR 105.1095

0

Brent 77.72

-1.04

Природный газ 2.554

-0.07

6 мин
...

СМП для России и не только. На ПМЭФ обсудили перспективы развития важнейшего для России транспортного коридора

Участники сессии обсудили развитие СМП, а также задачи поиска новой модели судоходства, предполагающее круглогодичную навигацию в восточном секторе.

СМП для России и не только. На ПМЭФ обсудили перспективы развития важнейшего для России транспортного коридора

Источник: Росконгресс

Санкт-Петербург, 15 июн - ИА Neftegaz.RU. Развитие Северного морского пути (СМП) приобретает большую значимость в условиях санкционного давления, разрушения сложившихся логистических цепочек и изменения традиционных рынков сбыта.
СМП обеспечит развитие Арктической зоны РФ (АЗРФ), послужит укреплению партнерских отношений с дружественными странами и откроет новые экспортные возможности для российских компаний на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
О перспективах и проблемах развития важнейшего для России транспортного коридора говорили участники сессии «Северный морской путь: новые вызовы», прошедшей 15 июня 2023 г. в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2023).

СМП сегодня

Северный морской путь является одним из наиболее перспективных глобальных транспортных коридоров.
Эксперты считают, что по мере развития СМП может частично стать альтернативой Суэцкому каналу, как более короткий маршрут между Европой в странами АТР.
Участники сессии отметили, что СМП переживает импульс развития благодаря добычным, инфраструктурным, логистическим проектам.
Благодаря проектам Норникеля, НОВАТЭКа, Газпром нефти, которые построили флот высокого арктического класса, на СМП была сформирована круглогодичная навигация в Западной части, поскольку такие суда могут ходить в определенных ледовых условиях без ледокола.

Участники сессии обсудили также задачи поиска новой модели судоходства, предполагающее круглогодичную навигацию в восточном секторе СМП.
На встрече с президентом РФ В. Путиным 17 мая 2023 г. глава Росатома А. Лихачев сообщил, что госкорпорация совместно с НОВАТЭКом запустят круглогодичную навигацию на восточном направлении СМП в начале 2024 г.

Финансирование плана развития СМП

Правительство РФ в августе 2022 г. утвердило план развития СМП до 2035 г. с объемом финансирования в 1,79 трлн руб.
В ходе сессии министр по развитию Дальнего Востока и Арктики А. Чекунков сообщил, что финансирование этого плана уже определено на 65%, что является достаточным уровнем обеспечения, а при дальнейшем развитии СМП необходимо делать ставку на частный бизнес.
Тезисы от А. Чекунова:
  • мы знаем что делать, кто должен делать,
  • мы где-то на 65% понимаем, сколько это будет стоить, точней откуда взять эти средства,
  • 1,8 трлн руб., из которых 620 млрд руб. - средства федерального бюджета, они уже предусмотрены, 400 млрд руб. с небольшим - внебюджетные средства.
  • порядка 40% средств плана - это средства, которые еще должны быть изысканы, организационная модель должна быть разработана,
  • это нормальная степень обеспеченности любого плана до 2035 г.
  • это 155 мероприятий, крупными мазками, которые покрывают все существенные аспекты и развития грузовой базы, и развития ледокольного и транспортного флотов, аварийно-спасательной инфраструктуры, сама система управления СМП,
  • сейчас этот план декомпозирован на 1840, примерно, конкретных шагов.
  • СМП - это серьезный инфраструктурный проект и для мира, и для России,
  • мы будем стараться выработать такую модель его финансирования, чтобы мы сделали это максимально быстро, максимально при этом дав импульс и российской промышленности по созданию и развитию необходимых нам компетенций в тех частях, в которых нам нужно эти компетенции поднарастить.

Росатом и СМП

Росатом с 2018 г. определен инфраструктурным оператором СМП и отвечает за организацию судоходства на СМП, строительство инфраструктурных объектов, навигационно-гидрографическое обеспечение и систему безопасности мореплавания в тяжелых арктических условиях.
В ходе сессии ПМЭФ, посвященной развитию СМП, глава Росатома А. Лихачев рассказал о работе ГлавСевморпути как организатора плавания судов в акватории СМП, а также о проектах Росатома по обеспечению стабильного энергоснабжения вдоль линии СМП.

Тезисы от А. Лихачева:
  • мировая логистика всегда стремится к балансу безопасности, устойчивости и эффективности, но за последние несколько лет произошли и происходят события, которые меняют как миропорядок, так и мировую логистику,
  • в таких условиях безопасность и устойчивость становятся очевидными приоритетами,
  • СМП становится уникальным новым маршрутом, и мы видим особенно в текущих условиях очень большой потенциал для сотрудничества с дружественными странами по развитию транзитного грузопотока и уже ведем соответствующую работу,
  • в 2022 г. по поручению президента РФ кроме ледокольной логистики в полномочия Росатома вошло управление морским движением по СМП,
  • Главсевморпуть осуществляет координацию всего плавания: выдача разрешений, контроль за исполнением, прокладка маршрутов для всех судов, которые работают на СМП,
  • в г. Певек не первый год работает 1я в мире плавучая АЭС,
  • на Чукотке Баимская зона запросила уже 4 малых АЭС,
  • по самым скоромным подсчетам, мы видим заказ где-то 15 плавучих энергоблоков вдоль линии СМП,
  • причем заказ в т.ч. от наших энергетических компаний,
  • это значит, что мы попали в точку, что по соотношению технологических параметров, технологической востребованности, экономических показателей,
  • это плавучее решение от 50 до 100 МВт 1 блок (2 блока на борту), оно очень востребовано в условиях Арктики.

Загрузка СМП. Российские компании и дружественные страны

Грузооборот по СМП увеличивается благодаря увеличению объема грузов российских компаний, работающих в АЗРФ, хотя их проекты в связи с возникающими сложностями немного сдвигаются.
Так, вице-президент по федеральным и региональным программам ГМК Норильский никель А. Грачев сообщил, что компания выполняет программу по наращиванию перевозок грузов по СМП, правда с небольшим сдвигом вправо.
Тезисы от А. Грачева:
  • в 2022 г. мы подписали соглашение о сотрудничестве с Минвостокразвития и с Росатомом, в котором указали прогнозные объемы перевозок по СМП до 2030 г.
  • сейчас это соглашение выполняется, но с небольшим сдвигом вправо,
  • в 2020 г. компания перевезла 1,5 млн т грузов по СМП, в 2022 г. - более 2 млн т,
  • т.е. мы увеличили объем на 40%.
Увеличению загрузки СМП будет также способствовать запуск завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) Арктик СПГ-2 компании НОВАТЭК.
В феврале 2023 г. глава НОВАТЭКа Л. Михельсон говорил, что компания сохраняет планы по срокам запуска проекта - 1я очередь в конце 2023 г., 2я в 2024 г., 3я в 2026 г.
В ходе сессии ПМЭФ 15 июня зампред правления НОВАТЭКа Э. Гудков допустил возможность сдвига запуска 1й линии на начало 2024 г.
Тезисы от Э. Гудкова:
  • наш проект Арктик СПГ-2, который мы планируем запустить в декабре 2023 г. либо в начале 2024 г., предусматривает выпуск порядка 20 млн т/год СПГ и более 1,5 млн т/год газового конденсата,
  • проект будет реализован в срок, несмотря на трудности, с которыми столкнулась компания,
  • в самое ближайшее время мы приступим к транспортировке 1й платформы, уже в июле она отправится из Мурманской области на Гыдан, будет установлена около Утреннего месторождения, и начнет производство СПГ.
Напомним, что технологические линии СПГ-завода Арктик СПГ-2 будут размещены на основаниях гравитационного типа (ОГТ), которые изготавливаются на Центре строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) в с. Белокаменка (Мурманская область).
Параллельно с каждым ОГТ изготавливаются модули верхних строений, которые будут установлены на ОГТ и в готовом виде линии будут отбуксированы к Утреннему месторождению на п-ве Гыдан, где они будут установлены на подготовленное морское основание в прибрежной зоне и подключены к береговым объектам.

Интерес к СМП проявляют и дружественные России иностранные государства.
Так, выступая на сессии ПМЭФ председатель эмиратской группы, главный исполнительный директор компании DP World султан А. Бин Сулайем, сообщил, что транспортные компании ОАЭ заинтересованы в сотрудничестве с Росатомом в рамках СМП.
Тезисы от А. Бин Сулайема:
  • проект развития СМП имеет огромный потенциал, при этом важно определить, что именно необходимо предпринять для его успешной реализации,
  • среди основных мер, которые нужно осуществить:
    • обеспечение поддержки проекта клиентами,
    • развитие инфраструктуры,
    • информирование клиентов об экологических исследованиях.
  • уверен, что благодаря участию и поддержке многочисленных заинтересованных сторон грузовладельцы смогут по достоинству оценить экономическую выгоду проекта и план по его реализации,
  • это будет способствовать выстраиванию доверительных отношений с общественностью и тому, что СМП в скором времени станет альтернативой существующим популярным маршрутам между Европой и Азией,
  • СМП обладает серьезными преимуществами, поскольку позволяет сократить время и стоимость доставки грузов по направлению Лондон-Токио,
  • мы настроены на сотрудничество с Росатомом по Северному морскому пути, рассчитываем, что это может позволить эксплуатировать этот маршрут.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram