Об этом поведал А. Лихачев на совещании под руководством президента РФ В. Путина.
Развитие Северного морского пути
Тезисы А. Лихачева:
- сейчас мы совместно с российскими компаниями прорабатываем вопрос перенаправления российской нефти из портов Балтики на СМП как на самый безопасный, привлекательный маршрут;
- благодаря СМП возникла возможность переброски очень многих транспортных морских активностей с запада на восток;
- грузопоток по СМП в 2022 г. составил 34 млн т/год:
- на 2 млн т/год больше плановых показателей,
- по сравнению с 2021 г. грузопоток увеличился на 1 млн т/год;
- в 2023 г. план перевозок по СМП составляет 36 млн т/год,
- мы работаем с Минвостокразвития, с грузоотправителями по выполнению этой амбициозной цифры;
- эмбарго, введенное европейскими странами на поставки российской нефти и нефтепродуктов, стало не только вызовом, но открыло новое окно возможностей для появления дополнительной грузовой базы на СМП;
- несмотря на санкции, в т.ч. ограничения, связанные с поставками оборудования, ни один из крупных проектов в Арктике не остановил реализацию;
- совместно с НОВАТЭКом, Норникелем, Роснефтью, др. компаниями продолжаем реализацию масштабных проектов, важных как для экономики России, так и имеющих ключевое влияние на глобальные рынки;
- совместно с НОВАТЭКом мы планируем в начале 2024 г. запустить круглогодичную навигацию в восточной части СМП.
Зарубежные партнеры
В этой связи прорабатывается участие партнеров из дружественных стран не только в транзите по СМП, но и в развитии инфраструктуры:
- это новый вектор нашего взаимодействия с инвесторами;
- за последние 3 мес. мы провели ряд встреч с потенциальными партнерами и ставим себе цель - до конца года выйти на предметные договоренности как по транзиту, так и по строительству инфраструктуры.
Росатом намерен довести количество арктических судов в своем флоте до 100
- динамичное развитие СМП остро ставит вопрос арктического судостроения;
- в н.м. в эксплуатации находится 30 судов, еще 33 судна строится;
- продолжается строительство 4х плавучих атомных электростанций (ПАТЭС);
- реализация инвестиционных планов грузоотправителей потребует дополнительного судостроительного заказа;
- и это заказ совершенно другого масштаба: 5 атомных ледоколов;
- необходимо принять в этом году решение о начале строительства еще 4х неатомных ледоколов;
- всего нам потребуется до 100 судов арктического класса, а также минимум 15 плавучих энергоблоков;
- такое количество новых судов - это вызов для отечественного судостроения;
- во исполнение ваших поручений под руководством Д. Мантурова Минпромторг вместе с нами работает в этом направлении;
- это обеспечение загрузки на судостроительном комплексе Звезда и расширение возможностей Балтийского завода с возможным выходом на новую площадку в среднесрочной перспективе.
Кадровый вопрос
- с учетом требуемого количества судов к 2030 г. только нам потребуется в плавсоставе не менее 7,5 тыс. человек;
- туда входит потребность атомного ледокольного флота минимум в 1,5 тыс. человек;
- до конца года совместно с Минтрансом будет сформирован кадровый заказ для соответствующих учебных заведений.
Росатом с 2008 г. управляет единственным в мире атомным ледокольным флотом.
С 2018 г. Росатом определен инфраструктурным оператором СМП и отвечает за:
- организацию судоходства на СМП,
- строительство инфраструктурных объектов,
- навигационно-гидрографическое обеспечение,
- систему безопасности мореплавания в тяжелых арктических условиях.
- Плана развития СМП до 2035 г., утвержденного распоряжением правительства от 1 августа 2022 г.,
- инициативы социально-экономического развития РФ до 2030 г. «Круглогодичный Северный морской путь».
По оценке Росатома, к 2030 г. грузопоток по СМП может увеличиться до 224 млн т, а при высоком интересе инвесторов к 2035 г. может составить 271 млн т.
Помимо перевозки углеводородов загрузку магистрали должны обеспечить каботаж и транзит, а также развитие новых минерально-сырьевых кластеров полиметаллических руд.
Автор: А. Гончаренко