Распоряжение правительства РФ от 22 февраля 2023 г. № 452-р опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 1 марта.
Согласно документу, урегулирование земельных вопросов для строительства объекта начнется в марте 2023 г.
Пункт перевалки в Темрюкском районе Краснодарского края займет площадь 10 га.
Строительством займется компания Тольяттиазот, входящая в УралХим.
Мощность перевалочного комплекса составит 5 млн т/год.
Проект будет реализован в 2 очереди:
- 1я очередь - перевалка до 2 млн т/год аммиака,
- 2я очередь - перевалка до 3,5 млн т/год аммиака и 1,5 млн т/год карбамида.
- склада аммиака и карбамида,
- технологической эстакады аммиакопроводов,
- подъездных автомобильных дорог и ж/д-линии,
- гидротехнических сооружений,
- подстанции (ПС) 110 кВ Тольяттиазот, воздушной линии 110 кВ Вышестеблиевская - Тольяттиазот, сети электроснабжения, в т.ч. ПС 110/10.
- объектов вспомогательной инфраструктуры (в т.ч. котельных мощностью 2,5 МВт и 12,5 МВт)
План основан на следующих параметрах проекта:
- 1й этап (перевалка 2 млн т/год аммиака) предполагает начало перевозок по железной дороге к терминалу в декабре 2023 г.,
- 2й этап (дополнительно 1,5 млн т/год аммиака и 1,5 млн т/год карбамида) - начало перевозок в декабре 2025 г.
В настоящее время Россия зависит от портов по перевалке аммиака в других странах при его экспорте.
УралХим планирует построить первый в России порт по перевалке аммиака в Тамани, чтобы открыть маршрут поставок, альтернативный аммиакопроводу Тольятти - Одесса, работа которого была остановлена 24 февраля 2022 г.
Совладелец УралХима Д. Мазепин ранее называл объем инвестиций компании в проект - 50 млрд руб.
Отметим, что порт Тамань в последнее время вызывает все больше интереса у российских экспортеров, учитывая сложности с поставками через порты на Балтийском море.
В конце февраля 2023 г. СИБУР после 4-летнего перерыва возобновил экспорт сжиженных углеводородных газов (СУГ) в Турцию через порт Тамань, чтобы проработать и оценить возможности и ограничения этого канала экспорта.
РИА Новости со ссылкой на представителя компании писали, что экономическая эффективность маршрута через Тамань не выше, чем при поставках через порт Усть-Луга, несмотря на более короткую дистанцию до Турции.
Уточнялось, что реальная стоимость складывается из множества факторов, включая фрахт судна, тарифы на ж/д-транспортировку и загруженность направлений на железной дороге, саму перевалку.
Кроме того, на южном направлении могут быть потери в скорости перевалки, вызванные, например, сезоном штормов, что может оказывать существенное влияние на экономику поставки.