Об этом сообщила пресс-служба Газпрома.
История проекта СШХ
Ж/д участок Надым - Пангоды - это часть проекта СШХ.Северный широтный ход (СШХ) стратегически важен для развития Арктической зоны РФ.
Он позволит организовать прямое сообщение между Северной и Свердловской железными дорогами по маршруту «Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево» в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО).
Общая протяженность СШХ составит почти 700 км.
Корпорация УПУП на полном серьезе утверждала:
- проект СШХ, входящий в концепцию Урал Промышленный – Урал Полярный, - проект строительства железнодорожной магистрали Обская – Салехард – Надым – Коротчаево протяженностью 711 км - можно построить за 150 млрд. рублей;
- СШХ по суше дублирует Севморпуть, сокращая перевозочные риски;
- срок строительства - 2014 г.
Срок ввода в эксплуатацию сдвинут на 13 лет, хотя бюджетные средства регулярно выделялись.
Стоимость проекта возросла в 3 раза - до 0,5 трлн рублей.
В 2011 г. воодушевленный Газпром:
- поддержал предложение по созданию сторонами проекта Урал Промышленный –Урал Полярный (УПУП) специальной проектной компании (СПК), с возложением на нее основных обязанностей заинтересованных сторон по организации и синхронизации строительства (достройки) железнодорожных объектов, а также по оптимизации расходования финансовых средств в рамках СШХ;
- заявил о готовности внести в уставный капитал СПК железнодорожный участок Надым – Пангоды и станцию Обская-II;
- взял на себя обязательства за счет собственных инвестиционных средств:
- по проведению усиления (достройки на основе разработанной проектной документации) ж/д участка Надым - Пангоды протяженностью 109 км. - в объеме порядка 11, 8 млрд. руб.,
- ж/д станции Обская – II - в объеме порядка 8, 0 млрд.руб.
В 2011 г. УПУП хотела договориться с Deutsche Bahn о внедрении немецких стандартов и технологий в для проекта СШХ с целью организации транспортировки грузов по ж/д со скоростью 468 км/час.
Немцы помогли не очень сильно.
Поучаствовав в строительстве мостового перехода через реку Надым, они испарились.
Очередной всплеск интереса к СШХ случился в 2017 г., когда Газпром и РЖД подписали соглашение об участии в СШХ.
В декабре 2019 г. Газпром и Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) подписали очередное Соглашение о взаимодействии по проекту создания железнодорожного Северного широтного хода:
- РЖД примет участие:
- в строительстве ж/д участка Обская - Салехард - Надым,
- в реконструкции ж/д участка Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево;
- в строительстве железнодорожных частей мостов через реки Обь и Надым.
- Газпром обеспечит ввод в эксплуатацию ж/д участка Надым - Пангоды.
Иногда Газпром объявлял тендеры на ж/д участок:
- в 2020 г. - выполнение предынвестиционного исследования «Разработка ТЭО вариантов эксплуатации ж/д линии Надым - Пангоды для нужд НИИгазэкономика,
- в 2021 г. - завершено проектирование проекта достройки ж/д участка силами Ямалтрансстроя,
- до июня 2021 г. - проводился ОВОС.
Текущая работа на ж/д Надым - Пангоды
Ныне для выполнения строительно-монтажных работ на ж/д участке Надым - Пангоды Газпром заключил договор генерального подряда с неназванным подрядчиком.В соответствии с документом, будут проведены реконструкция и усиление до требуемых технических параметров действующей железнодорожной инфраструктуры:
- земляного полотна,
- мостовых переходов,
- объектов энергетического и транспортного хозяйства,
- объектов связи.
Газпром намерен использовать новый транспортный маршрут в ЯНАО:
- для вывоза углеводородов с месторождений компании в регионе;
- для доставки вахты и грузов на месторождения.
Автор: А. Шевченко, О. Бахтина