Этот шаг указан в проекте дорожной карты развития биржевой торговли.
Предложенные меры позволят:
- обеспечить стабильные поставки газа во все регионы,
- повысят ликвидность биржевых торгов газом за счет концентрации спроса и предложения на виртуальном балансовом пункте,
- стандартизируют условия транспортировки газа для независимых производителей и конечных потребителей.
Любой газ, вне зависимости от того, откуда он поступил и куда в дальнейшем будет поставлен, имеет одинаковую экономическую эффективность поставки, что создает наиболее оптимальные условия для организации обезличенных биржевых торгов.
Предлагаемая система тарификации позволяет создать в каждой из макрозон виртуальный балансовый пункт, на котором могут совершаться как биржевые, так и внебиржевые сделки, включая куплю-продажу и перепродажу избытков газа конечными пользователями и трейдерами, что, в свою очередь, позволит эффективно реализовать систему коммерческой балансировки газа.
Ведомство считает, что необходимо установить переходный период 3-5 лет с сохранением величин последних установленных тарифов.
При этом механизм тарифообразования на газ для населения останется прежним, а необоснованный рост его стоимости будет пресекаться.
10 лет назад НИИгазэкономика готовила по заказу Газпрома документ под названием Исследование возможностей формирования и применения тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам Газпрома по принципу ставка за мощность на вход и ставка за мощность на выход с учетом опыта формирования тарифов на либерализованных рынках зарубежных стран.
В годовом отчете за 2020 г. Газпром сообщал, что направлял в ФАС предложения по разработке методики по расчету тарифов на услуги по транспортировке газа по МГ по схеме вход - выход.
Ранее ФАС предложила установить нормативы продаж на бирже для Газпром (на уровне не менее 10%) и независимых производителей (на первоначальном этапе не менее 3%, затем также не менее 10%).