Такое мнение высказал заместитель гендиректора Росатома - директор дирекции СМП В. Рукша.
Тезисы В. Рукши:
- грузопоток понятен - он составит в лучшем случае 10% от того, что сегодня перевозит Суэцкий канал. Ну и этого хватает;
- там 1 млрд т/год, т.е. это - 10% - 100 млн т/год, если построить соответствующие суда, добавить ледоколов;
- я никогда не говорил про конкуренцию. Мы даем новую дорогу для других задач;
- везти грузы из южных стран выгоднее по Суэцкому каналу,
- СМП в первую очередь предназначен для перевозки экспортных грузов из России;
- при прогнозируемом грузопотоке в 150 млн/год к 2030 г., более 70% грузов по нему будут перевозить из России на экспорт;
- номенклатура экспортной продукции:
- сжиженный природный газ (СПГ),
- сырая нефть,
- уголь,
- продукция металлической группы.
В. Рукша в декабре 2021 г. утверждал:
- для организации регулярной круглогодичной навигации по СМП необходимо построить еще 2 ледокола ЛК-60;
- к 2030 г. стабильной круглогодичной навигации не получится, максимум 10-месячная.
- уверенно говорить о круглогодичной навигации можно будет только после сдачи атомного ледокола проекта «Лидер» мощностью 120 МВт, который планировали достроить к 2027 г;
- ледокол будет первым в мире, который сможет круглый год проводить суда по СМП при толщине льда до 4 м;
- сметная стоимость строительства головного ледокола «Лидер» - около 111,5 млрд руб.
Д. Медведев тогда быстро подписал постановление о выделении из бюджета 127,577 млрд руб. на строительство атомного ледокола «Лидер», как раз перед отставкой
Напомним, что недавно стало известно, что Росатом намерен побороться за администрирование СМП.
К 2024 г. грузопоток по этой магистрали должен вырасти более чем в 2 раза, до 80 млн т/год, согласно майскому указу В. Путина от 2018 г.
В 2021 году грузопоток составил 34,85 млн т.
Согласно прогноза Минтранса РФ от 25 июля 2019 г, ожидается резкий рост грузооборота СМП в 2024 г., но не за счет транзита, а за счет новых проектов по добыче углеводородов и угля в Арктической зоне РФ.
В ноябре 2021 г. грузопоток на СМП остановился, поскольку впервые за 7 лет лед на участках СМП образовался на 2 недели раньше, и более 20 судов дрейфовали во льду, не способные передвигаться без ледокольного обеспечения.