Об этом сообщает пресс-служба Правительства ЯНАО.
На рабочей встрече обсуждалось социально-экономическое развитие Уральского федерального округа (УФО).
Стороны еще раз обозначили важнейшие инвестиционные проекты субъектов УФО.
Как отметил Ю. Борисов, до 1 ноября необходимо иметь выверенную и согласованную позицию по инвестиционным проектам и ключевым региональным вопросам в части их содержания и целевых показателей, чтобы доложить о них председателю правительства для утверждения и дальнейшего мониторинга.
Тезисы Д. Артюхова:
- это важнейший проект для всей Арктической зоны РФ (АЗРФ), который создаст единый арктический железнодорожный полигон;
- в перспективе проект даст возможность выйти в порт Сабетта;
- стратегически это возможность получить выход к Северному морскому пути (СМП) для всего Уральского федерального округа;
- мы планируем реализовать проект Северного широтного хода с использованием инфраструктурного бюджетного кредита.
Об этом губернатор ЯНАО Д. Артюхов сообщал в кулуарах фест-форума Российская креативная неделя.
Тогда же губернатор выразил надежду, что уже в 2022 г. получится положить начало проекту СШХ.
Таким образом, проект действительно может завершиться в сроки, названные ранее пресс-службой Единой России, т. е. к 2027 г.
Проект Северный Широтный Ход
Северный широтный ход (СШХ) - проект железной дороги длиной 707 км, которая соединит Северную и Свердловскую железные дороги и даст возможность вывозить грузы с новых месторождений в северных районах полуострова Ямал.Стоимость проекта предварительно оценивается более чем в 200 млрд руб.
Нынешняя задача СШХ - обеспечить связь транспортной системы России через порт Сабетта с Северным морским путем (СМП).
Прогнозируемый объем перевозок по СШХ составит 23,9 млн т грузов/год.
В основном будут перевозить:
- газовый конденсат,
- нефтеналивные грузы (сырая нефть, темные и светлые нефтепродукты)
- возможны перевозки контейнерных грузов.
На дворе 2021й , и он до сих пор не реализован.
Инвестировано в него уже столько бюджетных средств, что можно было бы и 10 СШХ построить.
Изначально для реализации проекта развития Севера России была создана корпорации «Урал Промышленный – Урал Полярный» (УП-УП).
Власти заверили общественность, что строительство завершится через 10 лет.
В течение всего срока на СШХ инвестировали бюджетные средства, которые УП-УП осваивал.
Но со сроками реализации проекта случился казус: сроки ввода его в эксплуатацию власти невинно неоднократно переносили:
- Изначально заявленный срок завершения - 2015 г.;
- в 2012 г. - перенос срока на 2016 г.;
- в 2015 г. - на 2020 г.;
- в 2017 г. Газпром и РЖД подписали соглашение по строительству СШХ;
- в 2018 г. - в проект вдохнули жизнь - заложили символическую капсулу в основание будущего моста через р. Обь - важнейшего элемента СШХ и назвали новый срок - 2023 г.;
- в 2019 г. правительство ЯНАО и компания ВИС расторгли соглашение 2015 г. о государственно-частном партнерстве (ГЧП) по строительству ж/д Бованенково - Сабетта (СШХ-2), компенсационная выплата концессионеру - более 937 млн руб.;
- в феврале 2019 г. зампред правительства РФ М. Акимов проговорился:
- мы изучаем вопрос Северного широтного хода - 2,
- проект привлекательный, но пока груза не видим;
- в апреле 2021 г. в послании ФС РФ В. Путин заверил, что СШХ будет реализован, но сроки - не назвал.
И не ошиблись.
В августе 2021 г. власти вновь перенесли срок ввода в эксплуатацию проекта СШХ.
Причем сроки увеличили сразу на 7 лет, как и стоимость проекта.
В сумме уйдет около 0,5 трлн руб.
А ведь еще в 2018 г. РЖД уверяла, что общая стоимость создания железнодорожной части СШХ не превысит 235,9 млрд руб.