Газпром нефть сократила расходы на морскую логистику арктической нефти на 12% за счет системы «Капитан»
Газпром нефть считает, что система «Капитан» доказала свою экономическую эффективность и ее решения могут применяться другими компаниями, работающими на маршрутах Северного морского пути
Об этом Газпром нефть сообщила 29 марта 2021 г.
Комплекс автоматического планирования интерактивной транспортировки арктической нефти (КАПИТАН) Газпром нефть запустила в апреле 2019 г. для обеспечения круглогодичного бесперебойного вывоза нефти сортов ARCO и Novy Port и повышения эффективности управления логистикой.
Благодаря применению этой системы, удельные затраты Газпром нефти на вывоз 1 т арктической нефти сократились на 12% в сравнении с периодом до начала использования «Капитана».
Такой эффект дала оптимизация расходов на работу танкеров за счет выбора лучших маршрутов, экономии топлива, сокращения расходов на ледокольную проводку, а также снижение времени простоя и максимизация вывоза нефти.
Для Газпром нефти экономия, обеспечиваемая «Капитаном», крайне важна, поскольку на месторождения за Полярным кругом приходится уже более 30% от всего объема углеводородов компании.
Также Газпром нефть нацелена на коммерциализацию данного решения.
Директор дирекции логистики и операций с нефтью Газпром нефти В. Симдякин отметил, что система «Капитан» наглядно доказала свою экономическую эффективность, ее решения могут применяться не только Газпром нефтью, но и другими участниками, работающими на маршрутах Северного морского пути.
«Капитан» охватывает маршруты транспортировки нефти с морской ледостойкой нефтедобывающей платформы (МЛСП) Приразломная и стационарного морского ледостойкого отгрузочного терминала (СМЛОТ) беспричальной отгрузки Ворота Арктики Новопортовского месторождения на п-ве Ямал.
МЛСП Приразломная обслуживают 2 челночных танкера ледового класса Arc 6 Михаил Ульянов и Кирилл Лавров, осуществляющих 60 круговых рейсов в год, а Новопортовское месторождение - 10 танкеров-челноков ледового класса Arc5 и Arc7, совершающих 300 круговых рейсов в год.
Также логистику арктической нефти обеспечивают 4 ледокола сопровождения, нефтехранилище Умба на рейде в Кольском заливе, имеющая пропускную способность 14 млн т/год, а также 12 танкеров-отвозчиков, доставляющих нефть потребителям товарными партиями по 100 тыс. т.
«Капитан» консолидирует данные со всех объектов арктической логистической цепочки - объектов отгрузочной инфраструктуры, танкеров, ледоколов, нефтеналивных терминалов и плавучего нефтехранилища.
В онлайн-режиме система анализирует около 15 тыс. входных параметров, в т.ч. телеметрию с судов обеспечения и танкерного флота, грузовых резервуаров плавучего нефтехранилища и терминалов, информацию о погодных условиях, фактической и прогнозной ледовой обстановке, движении судов.
Каждые 15 минут система пересчитывает график движения танкеров и отгрузок нефти с терминалов, выбирая оптимальное решение из более чем 66,5 млн вариантов.
Функционал системы позволяет оперативно формировать график отгрузок нефти с горизонтом до 3 лет, что обеспечивает возможность оптимизации состава фрахтуемого и собственного флота Газпром нефти.
Автор: Е. Алифирова