Соответствующий договор гендиректор Газпром гелий сервис Л. Бриш и гендиректор КАМАЗа С. Когогин подписали 23 сентября 2020 г. в рамках презентации проекта производства и маркетинга гелия в рамках Восточной газовой программы (ВГП) Газпрома, проведенной на площадке Лахта Центра в г. Санкт-Петербург.
В церемонии приняли участие глава Газпрома А. Миллер и зампред правления Газпрома В. Маркелов.
Договор на поставку тягачей стал развитием подписанной в феврале 2020 г. Газпром гелий сервисом (на тот момент - Газпром газэнергосеть гелий) и КАМАЗом дорожной карты по серийному выпуску тягачей, использующих СПГ в качестве моторного топлива, для перевозки гелия Амурского газоперерабатывающего завода (ГПЗ).
Напомним, что Амурский ГПЗ включает производство и сжижение гелия мощностью 60 млн м3/год, для поставки которого на мировые рынки создается отдельная логистическая схема, включающая транспортировку товарного гелия в контейнерах при температуре -269оС в логистический центр обслуживания изотермических контейнеров в районе г. Владивосток и далее на экспорт через порты Приморского края.
Первые в России крупнотоннажные грузовики для транспортировки жидкого гелия в изоконтейнерах, работающие на СПГ, были разработаны специально для компании Газпром гелий сервис, являющейся оператором проекта строительства логистического центра в районе г. Владивосток.
При выборе седельных тягачей для проекта компания исходила из необходимости надежной и безопасной транспортировки жидкого гелия на большие расстояния по территориям Дальнего Востока.
Еще одним важным фактором в пользу КАМАЗ-5490 NEO на СПГ стала готовность производителя создать систему сервисного обслуживания на приоритетом маршруте движения тягачей с изоконтейнерами.
Спецификация седельного тягача КАМАЗ-5490 NEO для проекта была согласована в декабре 2019 г.
Характеристики СПГ-версии KAMAZ-5490 Neo:
- 2 топливных криогенных бака по 530 л СПГ каждый,
- запас хода без дозаправки 1400 км,
- колесная формула 4х2,
- возможность буксировки прицепа массой 35975 кг,
- максимально допустимая масса автопоезда 44 т,
- двигатель Weichai мощностью 389 л.с.,
- механическая синхронизированная коробка передач ZF,
- соответствие с требованиями Европейского соглашения по международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ, ADR),
- современные системы безопасности (АБС, курсовая устойчивость), спутниковая навигация и система мониторинга, учета и контроля автотранспорта и водителей ИТИС,
- современная низкопольная кабина с 1 спальным местом.
Помимо поставки автомобилей, договор предусматривает 2-летнее гарантийное обслуживание в 3 дилерских центрах, расположенных на территории Амурской области, Приморского и Хабаровского краев.
В 2021 г. планируется заключение договора поставки на 2ю партию седельных тягачей КАМАЗ на СПГ.
Для демонстрации возможностей КАМАЗ-5490 NEO проведен тестовый пробег автопоезда по маршруту Москва - Санкт-Петербург.
В состав автопоезда вошел седельный тягач КАМАЗ-5490 NEO на СПГ с 2 криобаками и полуприцеп-контейнеровоз с гелиевым изоконтейнером.
Большая часть маршрута транспортировки жидкого гелия будет проходить в подобном (магистральном) режиме между Амурским ГПЗ и портами Приморского края через логистический центр в составе аналогичного автопоезда.
Логистический центр обслуживания гелиевых контейнеров станет одним из ключевых элементов системы транспортировки гелия, который будут производить и сжижать на Амурском ГПЗ.
По своему масштабу центр станет крупнейшим в мире хабом по обслуживанию гелиевых изотермическизх контейнеров для поставки ценного сырья на мировой рынок.
Планируемая пропускная способность хаба составит более 4,5 тыс. технологических операций с контейнерами в год.
Строительная готовность объекта на данный момент превышает 70%.
Автор: Е. Алифирова