Москва, 11 сен - ИА Neftegaz.RU. ФГУП Росморпорт делает пересчет сметной стоимости дноуглубления для перегрузочного СПГ-терминала НОВАТЭКа на п-ве Камчатка в сторону ее увеличения, это может задержать проект на 1 год.
Об этом сообщил РИА Новости глава Росморречфлота А. Пошивай.
Тезисы А. Пошивая:
- сейчас проект перепроектируется, прежде всего в части сметной стоимости - она будет уточнена в связи с новыми расценками;
- за эти деньги ни один подрядчик, а это были самые крупные иностранные дноуглубительные компании, не пришли;
- техническая часть проекта меняться не будет;
- если мы пойдем по короткому сценарию, то до конца 2020 г. будет заключение контракта с оплатой в 2021 г. Если пойдем по длинному пути, то тогда проект сдвинется на 1 год;
- мы имеем письмо от НОВАТЭКа с подтверждением, что сдвижка на 1 год для проекта вполне приемлема.
И это уже похоже на систему, и не кажется случайным:
- остановлен магистральный газопровод (МГП) Северный поток-2, и уже не ясно - временная это остановка, или проект законсервируют;
- сейчас на 1 год останавливают инвестиционный проект Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае.
Allseas ушла с МГП Северный поток-2 тогда, когда власти США обложили проект санкциями, как красными флажками.
Время было упущено, своими силами власти РФ завершить строительство газопровода не успели.
Печальный опыт ничему не научил.
На стратегический для газовой отрасли промышленности России проект опять ищут иностранцев.
факт остается фактом - очередной проект остановлен, снова задержка 1 год, а потом и вовсе законсервируют.
Кому это выгодно?
Очевидным бенефициаром торможения проекта перевалочного СПГ - терминала опять являются власти США, которые неимоверными усилиями пытаются реанимировать стагнирующую сланцевую отрасль промышленности.
Для США выгодно придушить конкурента в борьбе за продвижение американского СПГ.
Поэтому добродушный тон А. Пошивай о задержке проекта позже может ему дорого обойтись.
Задержка реализации проекта - это стратегическая ошибка, и ее срочно нужно исправлять.
Хронология
5 августа 2020 г. Росморпорт не одобрил единственную заявку, поданную на конкурс, как не отвечающую требованиям.
На повторный тендер 25 августа 2020 г. не было подано ни одной заявки.
Контракт на углубление бухты Бечевинская на Камчатке - это ключевой контракт проекта.
Стоимость - 10,7 млрд руб., в соответствии с утвержденной Главгосэкспертизой сметой.
Задержка проекта на 1 год:
- снизит рентабельность проекта;
- даст конкурентное преимущество производителям СПГ в других странах, в 1ю очередь в США;
- отложит газификацию Камчатки.
- назначение : перегрузка СПГ, доставляемого с завода Ямал СПГ в районе Обской губы судами-газовозами ледового класса, на конвенциальные суда-газовозы для дальнейшей транспортировки газа потребителям Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) с целью сокращения затрат НОВАТЭКа на транспортировку;
- проект одобрен еще в феврале 2020 г.
- пропускная мощность - 22 млн т/год, 328 танкеров-газовозов/год на промежуточной стадии и 657 танкеров-газовозов/год - по завершении строительства;
- предусмотрено строительство в 5 этапов.
СПГ-терминал на Камчатке - не исключение, на его финансирование правительство выделило из бюджета 12,3 млрд руб.
При этом, чистая прибыль, относящаяся к акционерам НОВАТЭКа, 39% которой будет направлена на дивиденды, в 2019 г. выросла в 5,3 раза по сравнению с 2018 г. и составила 865,5 млрд руб. (287,39 руб./акцию).
Но даже в этих комфортных условиях проект не удается реализовать в срок.
Автор: Д. Савосин, О. Бахтина