Тогда об этом в соцсетях поведал экс вице-президент ЕК М. Шефчович, добавив, что все составляющие для транзита газа по украинскому маршруту сейчас на месте. Отличная новость для энергетической безопасности Европы.
Словаки хотели уточнить систему измерения объемов проходящего через границу Словакии газа, потому что нередко украинские и словацкие газоизмерительные станции (ГИС) показывали разные значения.
И 30 декабря 2019 г. гендиректор ОТСУ С. Макогон рванул из г. Вены в г. Брюссель для решения вопросов с Eustream под присмотром ЕС.
31 декабря 2019 г. в г. Брюсселе С. Макогону удалось разрешить проблему измерений на приграничных ГИС (Будинцы, Вельке-Капушаны, Ужгород) и подписать технический договор о взаимодействии (IA, interconnection agreement) между операторами ГТС Украины и Словакии, содержащий условия сотрудничества на словацко-украинской границе по европейским правилам с 1 января 2020 года.
После подписания украинско - словацкого газотранспортного соглашения власти Украины и России немедля подписали свое соглашение по транзиту.
Для любознательных напомним параметры пропускной способности точек входа/выхода словацкой ГТС на словацко-украинской границе в 2020 г:
- ГИС Вельке-Капушаны: на вход из Украины (проектная пропускная мощность - 36,1 млн м3/сутки; технически возможная пропускная мощность - 36,1 млн м3/сутки), выход на Украину (0 млн м3/сутки; 0 млн м3/сутки);
- ГИС Будинцы: на вход из Украины (проектная пропускная мощность - 6,95 млн м3/сутки; технически возможная пропускная мощность - 6,95 млн м3/сутки), выход на Украину (12,9 млн м3/сутки; 12,9 млн м3/сутки).
- технический договор открывает возможность осуществления виртуального реверса;
- главный элемент победы здесь - это устранение Газпрома между Ужгородом и Велке Капушаны, как супероператора;
- это то, над чем мы бились последние 5 лет, и только сейчас этого удалось достичь;
- сейчас на всех точках присоединения с ЕС начнут действовать европейские правила, которые также предусматривают виртуальный реверс.
Пропускная мощность ГТС между Украиной и Словакией гораздо выше, чем на границах других стран ЕС, поэтому подписание технического договора между операторами ГТС Украины и Словакии так важно, в тч для виртуального реверса.
ЕС и Украина давно пытались обойти запрет на виртуальный реверс, заключая договоры об объединении ГТС с приграничными странами ЕС.
Но по условиям контракта с Газпромом без согласия обеих сторон виртуальный реверс был невозможен.
Газпром не хотел виртуального реверса и не давал шиппер-коды (shipper code pairs), которые расшифровывают общие объемы транспортируемого газа, конкретных продавца и покупателя газа.
Сейчас контракт с Газпромом закончился, руки развязаны.
Радость А. Коболева откровенно снижает перспективы подписания прямого договора на поставку газа между Украиной и Россией.
Как известно, заключение прямого договора на поставку российского природного газа не входит в пакетное соглашение Газпрома с Украиной по транзиту.
В протоколе, опубликованном властями Украины упоминается о прямых поставках лишь как о возможности, которую рассмотрят стороны.
Судя по всему, объемов транзита российского газа украинским властям хватит, чтобы продолжить схему Дюссельдорф+.
Это может расстроить Д. Козака, который назвал журналистам заключение соглашения по транзиту газа «форточкой возможностей» для сторон. Похоже, форточка так и не откроется.
Почти 38% опрошенных читателей Neftegaz.RU не верят в подписание прямого договора РФ-Украина, впрочем 43% надеются на заключение соглашения.
В 2015 г. власти Украины прекратили прямой импорт газа из России.
Уже 5 лет власти Украины поддерживает покупку российского газа у европейских стран по схеме реверса.
Депутат ВР Украины А. Деркач 15 декабря 2019 г. откровенно назвал 1,5 млрд долл США общей суммой этой евронаценочки за реверсные поставки за 5 лет.
Российский природный газ сначала транзитом идет в ЕС по ГТС Украины, а затем часть этого газа возвращается на Украину с наценочкой.
Н. Медведчук назвал эту схему Дюссельдорф+.
Это кажется нелепым, но власти Украины кажется продолжат стратегию П. Порошенко на закупку российского газа с европейской наценочкой, вместо прямых закупок со скидочкой 25%.
Этой фразой, экс- президент раскрывает истинные причины отказа от прямых поставок российского газа.
Он продолжает линию полного отказа от российского газа, даже реверсного.
Ему вторит его протеже Д. Кулеба, назначенный в 2016 г. президентом П. Порошенко на пост Постпреда Украины в ЕС.
Давеча вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Д. Кулеба, назначенный на этот пост в 2019 г. В. Зеленским, поведал, что Украина еще не готова к возобновлению прямых поставок природного газа из России.
Здесь явно просматривается американский след, вернее американский СПГ, который власти США планируют выбросить на газовый рынок Украины через Польшу.
Американцам не вообще не нужен транзит по ГТС Украины, хоть из России, хоть из Европы.
Им газовый рынок Украины и Европы нужен.
Напомним, что в сентябре 2018 г. Gaz-System, оператор ГТС Польши, и словацкая Eustream начали строительство словацкой части газопровода от г Вельке-Капушаны до границы с Польшей.
В 2021 г. стороны предполагают построить этот газопровод.
Если В. Зеленский хочет, чтобы украинская ГТС не заржавела в конец, он должен развивать газовые отношения с Россией, чтобы и после 5 лет власти России продолжили транзит газа в Европу по Украине.
Автор: О. Бахтина