Об этом сообщил КТК.
Задачей участников стало проведение комплекса работ по локализации и ликвидации последствия выхода нефти в результате эксплуатационного износа нефтепровода в районе 20 км ЛЧ МН КТК-К, практическая отработка взаимодействия между силами оперативного реагирования КТК-К, ЗУОУ КТО и ТШО.
Теоретическая часть КСПУ была организована на базе АВП Тенгиз и включала в себя:
- изучение программы мероприятия;
- технологий и способов сбора разлитой нефти;
- монтажа и использования насосного оборудования и резервуаров;
- сорбентов;
- мер безопасности.
Согласно сценарию учений, обнаруживший аварию линейный трубопроводчик доложил по рации начальнику смены НПС Тенгиз и диспетчеру ЗУОУ КТО о том, что обнаружена разгерметизация нефтепровода, имеется выход нефти и уточняется ориентировочный разлив.
Транспортировка нефти по нефтепроводу была условно остановлена, поврежденный участок отсекли магистральными шаровыми кранами, давление было сброшено в направлении НПС Тенгиз.
Далее по легенде учений был организован Штаб руководства операциями (ШРО).
Патрульная группа АВП Тенгиз уточнила площадь условного разлива нефти (50 м2).
В районе условного разлива было произведено измерение уровня загазованности, установлено ограждение опасной зоны, выложены сорбирующие перемычки и поглощающие маты.
На место аварии выехали и организовали развертывание технических сил и средств специализированные подразделения КТК, КТО и ТШО.
Всего в КСПУ было задействовано свыше 20 единиц автотранспортной и другой специализированной техники.
Разлитая нефть откачивалась в мягкий резервуар МР-НТ вместимостью 50 м3, загрязненный грунт и нефтешлам собирались и вывозились на полигон ТШО (условно).
Далее по сценарию произошло условное возгорание замазученного грунта и экскаватора с 1 пострадавшим (ожоги 2 степени).
Пожар был локализован и ликвидирован силами соответствующих пожарных подразделений, пострадавший получил медицинскую помощь и был госпитализирован, сгоревшая техника была отбуксирована с места аварии.
Поврежденный участок нефтепровода был условно отремонтирован с вырезкой и заменой катушки и последующим радиографическим контролем сварных швов.
По получении положительных результатов радиографического и экологического исследования в районе условной аварии начальник ШРО дал распоряжение на заполнение и пуск нефтепровода.
Отремонтированный участок нефтепровода был условно покрыт защитной изоляцией, в месте проведения работ произвели техническую рекультивацию зачищенных земель.
На заключительном этапе учений каждый участник прошел персональную проверку полученных знаний.
После подведения итогов доклад о завершении КСПУ был предоставлен начальнику смены НПС Тенгиз, аварийному оператору ТШО и диспетчеру КТО.
Очередные ежегодные КСПУ в структуре КТК подтвердили квалификацию сотрудников консорциума, знание техники безопасности, навыки поведения в чрезвычайных ситуациях, готовность к слаженным действиям в аварийной обстановке.
Трубопроводная система КТК - 1 из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на территории СНГ.
Протяженность МНП Тенгиз - Новороссийск составляет 1511 км, пропускная способность 67 млн т.
По этому маршруту транспортируется более 2/3 всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье российских месторождений, в т. ч. расположенных на шельфе Каспийского моря.
Конечной точкой маршрута является порт Новороссийск, где нефть грузится на танкеры и отправляется на международный рынки.
Морской терминал КТК оснащен 3 выносными причальными устройствами (ВПУ), позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега, в т. ч. при неблагоприятных метеоусловиях.
К 2024 г. КТК планирует увеличить пропускную способность нефтепровода до 80 млн т.
В 2018 г. КТК отгрузил на морском терминале 61,08 млн т нефти, что стало рекордом и на 10,8% превысило результаты 2017 г.
Всего с 2001 г. по середину ноября 2019 г. через нефтепроводную систему Тенгиз - Новороссийск на мировые рынки поставлено порядка 640 млн т нефти, а на терминале в Новороссийске загружено6000 танкеров.
Акционерами КТК являются РФ - 31% (Транснефть - 24% и КТК Компани - 7 %); Казахстан - 20,75% ( Казмунайгаз - 19% и Kazakhstan Pipeline Ventures LLC - 1,75%); Chevron Caspian Pipeline Consortium Company - 15%, LUKARCO B.V. - 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company - 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited - 7,5%, BG Overseas Holding Limited - 2%, Eni International N.A. N.V. - 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC - 1,75%.
Автор: Д. Савосин