Литва получает все новые крупные партии СПГ. Уже и ямальского
Если гораздо меньшие партии СПГ, поступившие в Литву из России, вызывали шумиху относительно газовой независимости Литвы от России, то большая партия СПГ по логике должна спровоцировать еще более масштабный скандал
9 сентября 2019 г. в порт Клайпеды, где пришвартован плавучий регазификационный терминал (FSRU) Независимость, прибыл танкер-газовоз Arctic Voyager, который доставил партию СПГ из норвежского порта Мелкоя.
По данным оператора СПГ-терминала Klaipedos nafta (KN), объем партии составил 138 тыс. м3 газа.
Согласно данным MarineTraffic, судно разгрузилось и 11 сентября 2019 г. покинуло Клайпеду, направившись в норвежский порт Хаммерфест.
Получатель груза СПГ из Норвегии не называется.
Наиболее активно услугами СПГ-терминала в 2019 г. пользуются поставщик энергии и природного газа Ignitis (ранее Lietuvos energijos tiekimas, LET), завод по производству химических удобрений Achema и сырьевой трейдер Imlitex.
В конце сентября 2019 г. к ним присоединится эстонский энергетический концерн Eesti Energia.
Не исключено, что Ignitis или Achema выступают покупателями партии российского СПГ, которая прибудет в Клайпеду 16 сентября 2019 г.
Известно, что СПГ с завода Ямал СПГ был доставлен танкером-газовозом Yamal Spirit из порта Сабетта на СПГ-терминал Монтуар во Франции 12 сентября 2019 г.
СПГ-терминал Montoir-de-Bretagne построен в 1980 г. Оператор - Engie.
СПГ позже перегружен на танкер-газовоз Stena Clear Sky, который 16 сентября 2019 г. должен прибыть в порт Клайпеды.
Таким образом Литва может впервые получить крупнотоннажную партию СПГ из России.
Ранее Литва уже получала российский СПГ с СПГ-завода в порту Высоцк в Ленинградской области, запущенного в апреле 2019 г.
Но поставляемые партии СПГ с этого завода были гораздо меньше - 10 тыс. м3 СПГ, тогда как вместимость танкера Stena Clear Sky составляет 173 тыс. м3.
И если гораздо меньшие партии СПГ, поступившие в Литву из России, вызывали шумиху относительно газовой независимости Литвы от России, то большая партия СПГ по логике должна спровоцировать еще более масштабный скандал.
Любопытно, что Криогаз-Калининград готовит к вводу в эксплуатацию СПГ- завод в пос. Кутузово Гурьевского округа.
До FSRU Независимость - рукой подать.
Это будет еще более выгодная поставка СПГ.
Хотя как такового повода для скандала нет - специфика СПГ-рынка заключается именно в его глобальности.
Никакие политические трения с Россией не помешали США неоднократно приобретать СПГ с завода Ямал СПГ в середине и конце зимы 2018 г., когда из-за серьезного похолодания и метелей на восточном побережье США был спровоцирован резкий рост потребления газа.
Тогда глава Минэнерго РФ А. Новак говорил о том, что рынок СПГ является глобальным, а управляет им конкуренция.
Молекулы газа могут быть российского происхождения, но газ уже был продан и является собственностью покупателя, который направляет его туда, где привлекательнее цена на спотовом рынке.
В случае с поставкой СПГ в Литву танкером Stena Clear Sky продавцом газа выступила Total.
И именно у нее, а не у России будут покупать СПГ Ignitis, Achema или кто-либо еще...
Впрочем, скорее всего покупателем будет именно Ignitis, которая заключила контракт с Total в рамках поставки 1 груза на спотовой основе.
Поставка СПГ ожидалась в 3м квартале 2019 г.
В основном Литва импортирует СПГ из Норвегии, Катара, США, а теперь и из России.
При этом официальная политика властей страны заключается в снижении поставок из России трубопроводного газа, для чего и создавался СПГ-терминал в Клайпеде.
KN за большие деньги арендовала FSRU Независимость для импорта СПГ в 2014 г., при том, что добиться независимости от российского трубопроводного газа Литве не удалось.
А для литовской экономики FSRU Независимость стала очень серьезной нагрузкой.
За аренду FSRU Независимость у норвежской Hoegh LNG и эксплуатацию СПГ-терминала Литва платит 60 млн евро/год, распределяя эту нагрузку на потребителей газа.
В ноябре 2018 г. правительство Литвы одобрило выкуп судна у Hoegh LNG, право на который у Литвы появится после 2024 г.
Это позволит облегчить нагрузку на потребителей, но все равно судьба FSRU Независимость после 2024 г. туманна.
Судно может продолжить свою работу в качестве СПГ-терминала, продано или переквалифицировано в обычный танкер-газовоз.
Автор: А. Игнатьева