Об этом Nord Stream 2 сообщила 26 июля 2019 г.
Это может привести к отмене Директивы (ЕС) 2019/692, поскольку поправки были явно разработаны и приняты с целью создать неблагоприятные и препятствующие реализации проекта МГП Северный поток‑2 условия.
Тезисы М. Варнига:
- как предусмотрительный инвестор, мы намерены защищать наши инвестиции;
- однако поправки к Газовой директиве вредят не только Северному потоку-2;
- такая очевидная дискриминация отдельного коммерческого проекта также подрывает способность внутреннего рынка ЕС привлекать инвестиции, чтобы переход к низкоуглеродной энергии стал реальностью.
В апреле 2019 г. с подачи Nord Stream 2 был инициирован обязательный 3-месячный период консультаций, в течение которого стороны должны стремиться достичь мирного урегулирования, прежде чем может быть направлено уведомление об арбитраже.
25 июня 2019 г. состоялась встреча между Европейской комиссией (ЕК) и Nord Stream 2 с целью внесудебного урегулирования в соответствии с правилами ДЭХ.
До сегодняшнего дня мирного урегулирования достигнуто не было, хотя 3-месячный период консультаций уже истек.
Совет ЕС утвердил поправки к газовой директиве 15 апреля 2019 г.
23 мая 2019 г. доработанная газовая директива ЕС официально вступила в силу.
Напомним, что поправки к газовой директиве ЕС распространяют нормы 3го энергопакета ЕС на газотранспортные системы (ГТС) между государствами-членами ЕС и третьими странами.
Теперь по этим правилам будут регулироваться все магистральные газопроводы (МГП), входящие на территорию ЕС из третьих стран, включая газопроводы, проходящие в территориальных морях стран ЕС.
Среди главных требований - разделение компаний-поставщиков газа и компаний, обеспечивающих транспортировку, доступ к газопроводу сторонних поставщиков, прозрачное регулирование тарифов на прокачку газа.
Причем это касается как новых, так и действующих газопроводов.
В период обсуждения поправок Германии удалось добиться их смягчения, выразившемся в ограниченной передаче ЕК суверенных полномочий стран - членов ЕС.
Так, страна, на территории которой находится точка входа газопровода, приходящего в ЕС, может исключить проекта из-под действия этих поправок.
Формально, поправки не блокируют проект, но могут существенно ухудшить его экономику, оставив МГП Северный поток-2 заполненным на 50%.
Впрочем, это именно то, чего добываются американцы.
Очевидно, что из-за уникальности проекта МГП Северный поток и Северный поток-2 выполнить условия ЕС и найти в проект других поставщиков природного сетевого газа просто невозможно.
Снижение фактической пропускной мощности проекта снизит его рентабельность, а значит, вилка цен между российским сетевым газом, поставляемым в Европу, и американским СПГ снизится.
Это не только повысит объемы реализации СПГ из США, но и сделает более рентабельными.
Северный поток-2 предполагает строительство 2 ниток газопровода, которые пройдут через Балтийское море и соединят Россию и Германию.
Протяженность газопровода составит 1200 км, пропускная мощность 55 млрд м3/год газа (по 2м ниткам).
По состоянию на 1 июля 2019 г. на дно Балтийского моря уложено 1501 км газопровода по обоим ниткам (около 61,2% от его общей протяженности).
Глава Газпрома А. Миллер допустил сдвиг сроков реализации проекта по строительству МГП Северный поток-2, но совсем незначительный.
Подробнее см. в сюжете «Газовая директива ЕС: третий виток энергетической «безопасности» Европы»
Автор: Д. Савосин