Органические хлориды используются в качестве реагента при добыче высоковязкой нефти.
Нефтедобывающие компании закачивают органические хлориды в скважины для разжижения асфальто-смолистых отложений с целью увеличения нефтеотдачи пластов.
Таким образом, органические хлориды попадают в трубопроводную систему Транснефти только вместе с нефтью, полученной от нефтедобывающих компаний, а дочки Транснефти хлорорганические соединения в транспортируемую нефть не добавляют.
Качество нефти при приеме в систему трубопроводного транспорта до 2002 г. регламентировались ГОСТ 9965-76 «Нефть для нефтеперерабатывающих предприятий. Технические условия» в котором требования по ограничению содержания органических хлоридов отсутствовали.
Таким образом, по большей части действующей системы магистральных нефтепроводов (МНП) на протяжении 20-30 лет транспортировали нефть без контроля содержания органических хлоридов, и за этот период негативных коррозионных воздействий со стороны данных химических соединений на нефтепроводы и технологическое оборудование не выявлено.
В настоящее время действует ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия», который устанавливает ограничение по массовой доле органических хлоридов во фракции, выкипающей до температуры 204 °С, не более 10 (ррт) мкг/г.
Из-за проблем, связанных с выходом из строя оборудования НПЗ в 2001 г. Минэнерго был издан приказ №294 «О запрещении применения хлорорганических реагентов в процессе добычи нефти», который отменен приказом №228 Минэнерго в 2012 г.
Органические хлориды оказывают критическое влияние на работу оборудования НПЗ.
Под воздействием высоких температур (более 150°С) на НПЗ органические хлориды разлагаются с выделением соляной кислоты, которая приводит к значительной коррозии внутренней поверхности трубопроводов и оборудования НПЗ.
Кроме того, соляная кислота взаимодействует с аммиаком, образующимся при гидрировании соединений азота, которые присутствуют в нефти.
В результате образуется хлорид аммония - белое порошкообразное вещество, которое забивает теплообменники, трубопроводы, запорную арматуру и другое оборудование на НПЗ.
Хлориды также резко снижают эффективность катализаторов.
Негативное воздействие органических хлоридов на оборудование НПЗ при нагреве нефти в процессе ее переработки является широко известной проблемой и описано в различных литературных источниках.
Проблем, связанных с воздействием хлоридов на трубопроводы, технологическое оборудование и металлоконструкции резервуаров Транснефти не выявляется, т.к. при температурах перекачки, принятых в Транснефти (5-40 °С), разложения органических хлоридов не происходит и тем самым отсутствует вероятность негативного коррозионного влияния на работу магистральных нефтепроводов.
Согласно данным справочной литературы органический хлорид дихлорэтан разлагается с выделением соляной кислоты только при температурах 140-250 °С.
Таким образом, органические хлориды, транспортируемые вместе с нефтью по системе МНП, коррозионной активностью к материалу трубопроводов, технологического оборудования и конструкциям резервуаров не обладают.
Напомним, что ранее президент Белоруссии А. Лукашенко со ссылкой на специалистов заявил, что за 1 неделю коррозия съедает 4-5 мм трубы, по которой прокачивается нефть со сверхнормативным содержанием хлорорганических соединений.
Он сообщил, при подсчете ущерба помимо НПЗ будет также учитываться ущерб, нанесенный линейной части МНП, оборудованию МНП, в тч, насосы на НПС
Автор: А. Игнатьева