Зависший проект
На транскаспийском газопроводе крест ставить рано, утверждает представитель официального Ашгабада
По словам источника, готовя это соглашение, Баку был априори поставлен в невыгодные условия, поскольку Турция, как известно, уже обязалась покупать достаточно большие объемы природного газа у России, Туркменистана и Ирана. А нарушение этих обязательств грозит крупными штрафами Анкаре. К тому же, напомнил собеседник Media-Press, экономическая ситуация в Турции продолжает оставаться тяжелой: страна еще не вышла из кризиса, и у нее пока нет достаточных финансовых ресурсов, чтобы обеспечить дополнительные закупки газа. Вот почему Анкара согласилась покупать поначалу только 2 миллиарда кубометров газа в год, хотя Баку хотел стартовать с цифры в 6 миллиардов.
Не секрет, что Госнефтекомпания Азербайджана хотела бы экспортировать газ с морских месторождений Каспия в Турцию по новому трубопроводу, а не по реконструированному старому.
"Мы исходим из того, - продолжил далее представитель официального Ашгабада, - что Азербайджан и Туркменистан являются стратегическими партнерами, и что Транскаспийский газопровод рано или поздно будет построен. А новая "труба", которая позволит прокачивать "голубое топливо" с месторождения "Шах-Дениз" через территорию Грузии в Турцию, могла бы стать элементом транскаспийского газопровода. Иными словами, решая свои задачи, Азербайджан в то же время вносил бы лепту и в реализацию наших грандиозных планов экспорта газа в Турцию. "Мы, как известно, собираемся доставлять в Турцию и, далее, в Европу в общей сложности около 30 миллиардов кубометров природного газа ежегодно", - напомнил собеседник.
У Баку, Анкары и Ашгабада есть достаточный потенциал для достижения консенсуса. Подписание соглашения по "Шах-Дениз" вовсе не означает, что на Транскаспийском газопроводе нужно "поставить крест". Напротив, он может обрести второе дыхание. Понятно, что тяжелая ситуация в Турции не может не отразиться и на Туркменистане, но договор, как известно, подписан еще в 1999 году. "Так что придется нам всем договариваться", - подытожил член правительства Туркменистана.
Если спонсорская группа не расширится ? это не повлияет на проект строительства ОЭТ Баку-Тбилиси-Джейхан
Если спонсорская группа (СГ) по проекту строительства Основного экспортного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан далее не расширится, это никак не повлияет на проект. Если к СГ присоединятся еще 2 или 5 компаний ? это не повлияет ни на скорость реализации, ни на другие параметры проекта, заявил начальник Управления иностранных инвестиций (УИИ) ГНКАР Валех Алескеров.
По его словам, если завтра американская компания Chevron не присоединится к СГ, проект не остановится. "Мы это проект начали без Chevron и без некоторых компаний и будем реализовывать его дальше. Но в интересах самих же иностранных компаний подключиться к проекту как можно раньше потому, что для них будут совершенно другие условия, чем для компаний, которые присоединятся позже. В настоящее время мы ведем переговоры с несколькими иностранными компаниями, и если нас удовлетворят их предложения, то они будут включены в Спонсорскую группу", - заключил В.Алескеров
Напомним, что сегодня в состав спонсорской группы входят ГНКАР - 50%, BP - 25,41%, Unocal - 7,48%, Statoil - 6,37%, TPAO - 5,02%, ITOCHU - 2,92%, Ramco - 1,55%, Delta Hess - 1,25%.