Турки не пропустят каспийскую нефть через Черноморские проливы
Официальная Анкара выступает против транспортировки казахстанской нефти через Босфор и Дарданеллы.
За последние триста лет между Россией и Турцией были заключены многочисленные двухсторонние договоры и соглашения, касающиеся прохода иностранных военных и торговых судов через Босфор и Дарданеллы. И только в 1936 году в Монтрё была впервые принята международная конвенция о режиме Черноморских проливов. Ее подписали СССР, Англия, Франция, Болгария, Греция, Япония и Турция, а после некоторых колебаний свою подпись поставил представитель Муссолини. Впервые этим документом навечно был узаконен свободный проход торговых судов всех стран по проливам. Однако в 1994 году Турция в одностороннем порядке ввела новые правила прохода через Черноморские проливы.
Суть нововведений заключалась в многочисленных ограничениях на проход через Босфор кораблей длиной свыше 200 метров. К примеру, такие суда получили право курсировать у берегов Турции лишь в светлое время суток, а также непременно с турецким лоцманом на борту. Почему это ударило по интересам России? Потому что большинство судов подобных размеров, плавающих в тех местах, - либо военные корабли Черноморского флота, либо российские танкеры, везущие нашу нефть из Новороссийска. По неполным подсчетам, Россия за последние семь лет из-за ужесточения порядка потеряла около полумиллиарда долларов.
Специалисты из Департамента по морским вопросам Турции считают, что с началом перевозки каспийской нефти через Босфор, Дарданеллы и Мраморное море ее объем в год составит около 120 миллионов тонн. (Сейчас - 40-45 миллионов тонн в год). По их мнению, турецкие проливы "могут не выдержать такую нагрузку, и в конце концов в результате какой-нибудь аварии произойдет колоссальная экологическая катастрофа".
Министр по вопросам окружающей среды Турции Февзи Айтекин предложил останавливать танкеры у входа в Босфор для проверки и проводить их через проливную зону в одностороннем порядке. Он предупредил, что отныне за нанесение ущерба экологии владельцы судов будут подвергаться крупным штрафам. Еще одна важная регламентационная мера будет касаться ограничения возраста судов и их класса.
Известия