Путь свободен
Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) формально готов отгружать казахстанскую нефть на экспорт через терминал под Новороссийском.
Пуск трубы откладывался уже дважды: сначала это планировалось сделать в конце июня, затем - в начале августа. Основной причиной переноса сроков были разногласия между акционерами КТК по транспортному договору. Спорным, в частности, был пункт о банке качества нефти, т. е. механизме компенсации снижения качества нефти в трубе в результате того, что одни компании прокачивают менее качественную нефть, чем другие. Рассматривался вариант компенсации дополнительными объемами нефти, путем снижения тарифов на прокачку или через платежи на оффшорные банковские счета. В итоге акционеры решили вести все расчеты в деньгах.
Эксперты высказывали опасения, что у нефтепровода, кроме "Тенгизшевройла", не будет заказчиков на прокачку нефти. Однако в КТК сообщили, что несколько нефтяных компаний уже подали свои заявки. В частности, "ЛУКОЙЛ" оформил заявку на этот и 2002 г.
Проект КТК предусматривает строительство трубопровода с Тенгизского месторождения в Казахстане по территории Краснодарского и Ставропольского края, а также Калмыкии и Астраханской области в Новороссийск длиной около 1500 км. Максимальная пропускная способность трубопровода запланирована на уровне 70 млн тонн в год. Доли участия правительств-основателей КТК распределялись следующим образом: Россия - 24%, Казахстан - 19%, Оман - 7%. Среди крупных частных акционеров лидирует американский "Шеврон" с 15%, у российско-американского СП "ЛукАрко" - 12,5%, у российско-британского СП "Роснефть-Шелл" - 7,5% и американской компании "Мобил" - 7,5% акций консорциума.
Neftegaz.ru