Результаты первого этапа тарифной реформы
Для нефтяных компаний российские порты становятся привлекательней, чем терминалы соседних стран
Напомним, что с 1 августа стоимость экспортных и импортных перевозок по железным дорогам России рассчитывается на основе прейскуранта 10-01, т.е. по внутренним тарифам, которые в среднем увеличились на 18%. Однако к разным грузам применяются разные повышающие коэффициенты. Так, расценки на транспортировку нефти и нефтепродуктов внутри страны повысились на 30%. Больше всего "не повезло" предприятиям цветной металлургии. Стоимость внутренней транспортировки руд и концентратов цветных металлов выросла в 2 раза.
В то же время в целях удержания темпов инфляции правительство не решилось увеличить тарифы на перевозку угля, а также таких грузов, как сахар, мука и др., более чем на 5%. Сокращение тарифов не означает рост доходов компаний. Так, в связи со снижением тарифов на перевозку нефтепродуктов на заседании правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле уже обсуждался вопрос увеличения экспортных пошлин на эти продукты. Решение пока не принято, но планируемое увеличение топливного экспорта может негативно сказаться на создании запасов на зиму, и вывоз придется ограничить.
В то же время сокращение расходов на перевозки до соседних портов, по словам одного из экспедиторов, будет способствовать активным попыткам грузовладельцев использовать различные схемы "переадресации" грузов на соседние направления, например через Санкт-Петербург в Эстонию или Финляндию. Старший вице-президент компании Юнитранс Алексей Смирнов: "В нефтяной отрасли будет происходить переориентация грузопотоков на российские порты. С 1 августа при транспортировке до портов России применяется тариф, который в три раза ниже международного. По нашим оценкам, объем поставок нефтяных грузов через российские порты в августе возрастет в 2-2,5 раза против аналогичного показателя июля 2001 года. Однако пока не ясно, смогут ли наши порты справиться с возросшим объемом. Если начнутся задержки при сливе, Министерство путей сообщения (МПС) начнет штрафовать грузовладельцев или вводить запреты на погрузку вагонов, когда будут возникать заторы".
Neftegaz.Ru