USD 92.7126

+0.31

EUR 103.4694

+0.28

Brent 71.54

-0.43

Природный газ 3.322

+0.4

...

Как Россия и Литва переговоры вели

Переговоры российского премьера М. Касьянова и его литовского коллеги должны были решить судьбу двух важных проектов

Как Россия и Литва переговоры вели

Переговоры российского премьера М. Касьянова и его литовского коллеги А. Бразаускаса, прошедшие в конце прошлой недели, должны были решить судьбу двух важных проектов: приватизации литовской газовой компании Lietuvos dujos и создания транспортного коридора Калиниград - Клайпеда.

Но согласие не было достигнуто ни по одному из этих пунктов. Литовцы, похоже, не отдадут "Газпрому" контрольный пакет Lietuvos dujos, а Россия не будет создавать транспортный коридор, потому что ей не гарантируют неизменность тарифов.
Вопрос о схеме приватизации Lietuvos dujos (92,36% ее акций сейчас принадлежит государству) правительство Литвы должно рассматривать сегодня. "Газпром" хочет, чтобы по 25% акций принадлежало ему, его партнерам, а также западному инвестору. Чтобы договориться об этом, глава российской газовой монополии Алексей Миллер на прошлой неделе ездил в Вильнюс. Однако правительство Литвы до сих пор не изменило детали предложенной Всемирным банком схемы, по которой 25% акций планируется продать "Газпрому", 34% - стратегическому западному инвестору (заинтересованность в этом пакете проявляют немецкие концерны Wintershall и Ruhrgas) , а 8-9% - продать на бирже литовским операторам (они в основном контролируются "Газпромом"). Визит Бразаускаса в Москву был последним шансом для "Газпрома" пролоббировать необходимый вариант, однако, как заявила пресс-секретарь литовского премьера Нямира Пумприцкайте, премьеры "не делали на этом особого акцента" - соответственно, результат не был достигнут.
Вскоре после переговоров с Касьяновым Бразаускас встретился с директором Всемирного банка по странам Балтии и Польше Майклом Картером и заявил, что будет действовать согласно рекомендациям ВБ. Бразаускас дал понять, что "Газпрому" может быть продан не только 25% -ный пакет, но и 8-9%, предназначавшиеся для литовских операторов, однако это все равно не даст российскому монополисту контроля за последним участком трубы на пути в Европу.
Второй обсуждавшийся на переговорах проект был более интересен Бразаускасу. Он предлагал Касьянову поддержать создание коридора Калиниград - Клайпеда, который транспортники уже окрестили "Два К". Сейчас Клайпедский порт, куда могут заходить суда большего водоизмещения, чем в Калининград, загружен всего на 50%. Литва хочет загрузить Клайпеду российскими грузами на полную мощность - 30 млн. т в год - и проводить с Калининградом согласованную политику, чтобы лучше конкурировать с эстонскими и латышскими портами. Взамен соседняя страна готова снизить тариф на доставку грузов по своей территории в Калининград. "Это один из компромиссных способов решения вопроса тарифов на транзит", - сказал "Ведомостям" начальник управления экономики Калининграда Виталий Жданов.
Но Москва опасается, что после вступления в ЕС Литва резко повысит расценки, и Касьянов потребовал записать ставки тарифов в договор о транспортном коридоре. Литовцы пока на это не готовы.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram