Россия выберет маршрут
России придется выбирать маршрут транспортировки нефти на азиатские рынки
В июле прошлого года в Москве было подписано российско-китайское соглашение о разработке технико-экономического обоснования нефтепровода Ангарск-Дацин для поставки в Китай компаниями "ЮКОС", "Роснефть", "ЛУКОЙЛ" и "Сибнефть" 20 млн тонн нефти в год с 2005 года и 30 млн тонн - с 2010-го. Технико-экономическое обоснование проекта разрабатывает "Транснефть".
Параллельно "Транснефть" ведет работу над ТЭО альтернативного нефтепровода к порту Находка на российском тихоокеанском побережье. Планируемая пропускная способность этого маршрута - 50 млн. тонн в год, протяженность - 4 тыс. км, стоимость оценивается в 3-5 млрд. долл.
Порт способен принимать супертанкеры грузоподъемностью до 500 тыс. тонн. Выбор - за Правительством РФ. И, безусловно, он не из легких. И все же сделать его придется уже скоро - после того, как в конце этого года завершится работа над ТЭО для обоих проектов. В России альтернативный проект трубопровода - к порту Находка - может вывести российскую нефть на просторы АТР.
Довольно долго эта идея не пользовалась особой популярностью. Есть большие сомнения относительно того, сможет ли российская нефть конкурировать там с нефтью Персидского залива и Юго-Восточной Азии. Ответ на этот вопрос требует анализа совокупности разнородных факторов при наличии многочисленных неопределенностей.
При этом необходимо учитывать и особенности бухгалтерии российских нефтяных компаний, сильно затрудняющие получение достоверных оценок.