ОАО "Стройтрансгаз" успешно завершило проект тоннельной прокладки газопровода протяженностью 2082 метров и диаметром 2,54 метра в горах Большого Кавказа на строительстве магистрали "Россия - Турция" ("Голубой поток").
Об этом 27 апреля 2002 г сообщили в пресс-службе "Стройтрансгаза.
Впервые в российской практике нефтегазового строительства компания использовала метод щитовой проходки через горный хребет, что позволило сохранить 7 гектаров леса ценных пород и значительно повысить эксплуатационную надежность трассы.
"Можно с уверенностью гарантировать, что этот тоннель, проложенный в горе с необычным названием "Кобыла", - капитальное сооружение, которое прослужит не одно 100-летие, и при этом негативное воздействие на окружающую природу полностью исключается" - считает вице-президент ОАО "Стройтрансгаз" А.Воробьев.
Изначально заказчик предусматривал сооружение горного участка "Голубого потока" традиционным (наземным) способом.
Однако, это повлекло бы за собой разрушение естественного ландшафта местности и хрупкой экологической среды. Более того, подобная технология требовала дополнительных работ по защите газопровода от природных стихий.
Согласно статистическим данным ДОАО "Гипроспецгаз", оползни и сели являются одной из главных причин аварий на газопроводах в горной местности Краснодарского и Ставропольского краев.
ОАО "Стройтрансгаз" предложило альтернативный вариант - тоннельный, предполагающий минимальное воздействие на окружающую природную среду, как в период строительства, так и в период эксплуатации трубопровода.
В разработке проекта по приглашению компании участвовало НПО "Мостовик" (г. Омск), которое уже имело опыт аналогичной проходки в скальных грунтах. Тоннельный переход в виде железобетонного футляра внутренним диаметром 2,1м был выполнен современным высокотехнологическим комплексом канадской фирмы "LOVAT", которая сертифицирована на российском рынке.
Технические решения, заложенные в проекте, соответствуют действующей нормативной базе и отвечают сложным геологическим и сейсмическим условиям зоны строительства. В настоящее время метод бестраншейной прокладки предполагается использовать на других горных участках строительства газопровода Россия - Турция ("Голубой поток"). В частности, ведутся подготовительные работы на хребте Безымянный.
Отметим, что трубопровод с романтичным названием "Голубой поток" протяженностью 1213 км. понесет природный газ от месторождений Надымского и Тазовского районов к далеким турецким берегам. Этот путь транспортировки газа выбран главным образом потому, что идет целиком по российской территории, не связываясь с соседями, и, соответственно, заметно экономит на транзите.
Технологические решения "Голубого потока" уникальны - впервые две ветки газопровода будут проведены под водой на глубине более 2 км, причем без промежуточных компрессорных станций. Тем более, что, как сообщал ранее Алексей Миллер, "Газпром" намерен принять участие в создании еще двух подводных газопроводов - это североевропейский газопровод по дну Балтийского моря и китайский проект "Восток-Запад".