ОЭТ должен быть рациональным!
Советник президента США: "Утвержденный маршрут ОЭТ Баку-Тбилиси-Джейхан является наиболее рациональным"
После встречи с Эдуардом Шеварднадзе Стивен Манн и президент Грузинской международной нефтяной корпорации Георгий Чантурия дали совместную пресс-конференцию. Стивен Манн заявил, что правительство США положительно оценивает заключение по экологической части ОЭТ Баку-Тбилиси-Джейхан. По его словам, при утверждении маршрута трубопровода были предусмотрены как экологические и социальные, так и другие факторы. "Этот маршрут наиболее рационален", - сказал он.
Стивен Манн заявил, что осуществление данного проекта позволит реализовать в Грузии и другие значимые проекты. Он отметил, что от успеха проекта ОЭТ зависит, пройдет ли по территории Грузии газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум, окончательное решение по которому будет принято инвесторами в феврале будущего года.
Между тем, грузинские экологи пока не видят гарантий безопасности проекта Основного экспортного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Как заявила журналистам министр охраны окружающей среды и природных ресурсов Нино Чхоббадзе, к материалам по экологической безопасности, ранее поступившим от компании British Petroleum - оператора проекта ОЭТ Баку-Тбилиси-Джейхан, возникло 32 вопроса, ответов на которые ждут в Тбилиси. По ее словам, грузинским экспертам помогают представители Агентства международного развития США - USAID, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития и приглашенные из Германии и Голландии специалисты.
Недавно французские экологи и гидрогеологи представили грузинской стороне негативное заключение по этой проблеме. По их данным, проект транспортировки нефти может негативно сказаться на ресурсах минеральных вод в Боржомском ущелье и развитии Боржоми-Харагаульского лесопарка. Между тем, президент компании Georgian glass and mineral waters Мамука Хазарадзе заявил журналистам, что маршрут трубопровода проходит по восьми рекам Боржомского ущелья, и в силу этого ОЭТ представляет большую опасность для минеральных вод этого региона.
В свою очередь, Георгий Чантурия сказал на пресс-конференции, что оператор проекта - British Petroleum - учтет все замечания грузинских и зарубежных экспертов по экологической части проекта, которая, по его информации, начнет обсуждаться в Тбилиси уже со вторника. Грузинские и зарубежные эксперты обсудят эту проблему по телемостам Тбилиси-Лондон и Тбилиси-Вашингтон.
British Petroleum принадлежит 30,1 процента в проекте трубопровода. Другими участниками проекта являются Госнефтекомпания Азербайджана (25 процентов), Unocal (8,9 процента), Statoil (8,71 процента), TPAO (6,53 процента), Eni (5 процентов), TotalFinaElf (5 процентов), Itochu (3,4 процента), INPEX (2,5 процента), Amerada Hess (2,36 процента), а также ConocoPhillips (2,5 процента).
Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, общей протяженностью 1740 километров и пропускной способностью 50 миллионов тонн нефти в год, оценивается в 2,95 миллиарда долларов и должен быть пущен в эксплуатацию в 2005 году