Транснефть ищет альтернативу
В Нижнеангарске рассматривают альтернативный вариант прохождения трассы нефтепровода в бассейне озера Байкал
Организаторами слушаний выступила районная администрация. Целью подобного мероприятия является выявление общественных предпочтений и их учет при дальнейшей подготовке раздела оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду в проектной документации. Как сообщили REGIONS.RU в общественной организации "Бурятское региональное отделение по Байкалу", появление альтернативного варианта трассы было вызвано тем, что августе этого года проект получил отрицательное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня в Москве.
Экспертная комиссия, в частности, отметила, что относительно участка трассы в пределах бассейна озера Байкал не может быть сделан вывод об экологической допустимости намечаемой деятельности. На этот раз разработчики спланировали трассу севернее первоначального варианта в основном за пределами водосборного бассейна озера Байкал. Однако, примерно около 40 километров заключительного отрезка альтернативного варианта трассы все-таки проходит в водосборном бассейне озера Байкал, пересекая реку Верхняя Ангара - одного из крупнейших притоков Байкала. Именно этот отрезок трассы вызвал наибольшие вопросы и опасения как общественных экологических организаций, так и местных жителей эвенков, поскольку планируемая трасса проходит по их богатейшим охотничьим угодьям, оленьим пастбищам, нерестовым рекам.
В общественных слушаниях приняли участие около 70 человек и в ходе обсуждения материалов под влиянием организаторов слушаний доминировали вопросы, направленные на повышение социально-экономической значимости проекта для жителей района. Так, обсуждались вопросы занятости местного населения в предполагаемом строительстве, возможность реконструкции котельных с использованием в качестве топлива нефти-сырца, подключения районных электросетей к энергосистеме нефтепровода и другие требования экономического характера, которые слабо были увязаны с основным предметом слушаний- экологической оценкой воздействия проекта на окружающую среду.
Неудивительно, что, по существу, представители заказчика и разработчики проекта ничего конкретного пообещать администрации не смогли, сославшись на то, что обсудят эти предложения с руководством компании в будущем. Повис также в воздухе вопрос о величине налоговых отчислений в районный бюджет как на этапе строительства, так и при эксплуатации нефтепровода. Разработчики проекта не исключают возможность аварийных ситуаций на нефтепроводе и тем самым попадания нефти в озеро. Так, оценивая риски прорыва нефтепровода и попадания нефтяных разливов в реку Верхняя Ангара и ее притоки как "средняя", разработчик также посетовали на то, что сейчас 60% аварий на существующих нефтепроводах происходят из-за несанкционированных врезок со стороны местного населения. Выяснилось, что ближайший пункт базирования аварийной бригады планируется под Омском.
После проведения общественных слушаний заказчик, проектировщики, следуя положению об оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), высказали намерение принимать в течение 30 дней от заинтересованной общественности предложения и замечания по представленному проекту. По оценкам представителей заказчика строительство трассы при благоприятном стечении обстоятельств сможет начаться не раньше 2006 года.