The Wall Street Journal: размышления Европы о "Набукко"
Прекращение поставок природного газа из Средней Азии вызвало глубокую озабоченность в странах Евросоюза. Там сомневаются в целесообразности прокладки газопровода, который позволит положить конец зависимости Европы от России, но зато будет завязан на газ из Средней Ази
В конце декабря на фоне рекордного за несколько десятков лет похолодания, Туркмения из-за спора о тарифах перестала поставлять газ Ирану. Эта жесткая тактика вызвала эффект домино: Иран отключил газ Турции, Турция перекрыла вентиль, и топлива лишилась Греция – член Евросоюза.
Этот эпизод несет на себе отпечаток российского демарша, когда в январе 2006 года из-за разногласий по тарифам и некоторым политическим вопросам без газа осталась Украина. Вследствие этого снизился объем поставок и на европейские рынки: все 27 стран блока начали сильно беспокоиться по поводу своей зависимости от России и искать альтернативные источники сырья. Отметим, что намерения премьер-министра Украины Юлии Тимошенко повысить тарифы на транзит может привести к аналогичной ситуации. Тогда Украина вместо поддержки со стороны НАТО и ВТО получит экономическую и политическую изоляцию стран ЕС, которые не смогут покрывать свои нужды в топливе за счет собственных ресурсов.
Ключевую роль в этом процессе играет Nabucco, газопровод длиной около 2 тыс. миль, который свяжет Восточную Турцию с Австрией и позволит ежегодно поставлять в Евросоюз 31 млрд кубометров газа. Топливо будет поступать из Азербайджана, а также, возможно, из Туркмении, Ирана, Египта и Ирака. Но напомним, что страны Средней Азии связаны множеством иных договорных обязательств, и основная нагрузка может выпасть на страны, запасы которых ограничены – Египет и Ирак. Последний, например, заключил договор с Shell на строительство газопровода, чтобы обеспечивать спрос на газ стран Персидского залива.
На этой неделе проект Nabucco, стоимость которого составляет 7,4 млрд долларов, получит новый импульс. Как вчера стало известно от сотрудников консорциума, к пяти уже заявленным партнерам (австрийской OMV AG, венгерской Mol Nyrt, румынской Transgaz SA, болгарской Bulgargaz Holding EAD и турецкому государственному предприятию Botas) присоединится вторая по величине энергетическая компания Германии RWE AG.
Уже сейчас в Nabucco обеспокоены тем, что газа для наполнения трубы может не хватить. События прошлого месяца поставили под сомнение надежность Туркмении как поставщика и Турции – как европейской энергетической магистрали. Опасения могут возникнуть и в Китае, который вкладывает большие деньги в строительство нового газопровода из Туркмении и, таким образом, может стать основным потребителем туркменского газа. Отметим, что Туркмения, несмотря на инвестиции в развитие газовых магистралей из страны в Китай вряд ли в будущем станет продавать газ по установленной с Китаем цене – 195 долларов за 1000 кубометров. Но активная энергетическая политика Еврокомиссия принесет положительные результаты и даст импульс реализации проекта.