Акционеры Южного потока договорились сначала строить северную ветку сухопутной части газопровода Южный поток до Австрии, а потом южную ветку - на юг Италии.
Ранее, первые коммерческие поставки газа по Южному потоку планировались в декабре 2015 г.
Напомним, в целях диверсификации маршрутов экспортных поставок природного газа Газпром реализует проект строительства газопровода Южный поток через акваторию Черного моря в страны Южной и Центральной Европы.
В 3-м квартале 2011 г была завершена разработка сводного технико-экономического обоснования Южного потока объединившего в себе ТЭО морского участка и ТЭО участков, проходящих по территории стран Южной и Центральной Европы.
28 декабря 2011 г Турция выдала России разрешение на строительство Южного потока в своих территориальных водах.
30 декабря 2011 г В. Путин поручил Газпрому, чтобы тот ускорил реализацию Южного потока, приступив к его строительству в 2012 г, а не в 2013 г, как планировалось ранее.
В декабре 2012 г начнется строительство газопровода, новый график которого подготовил Газпром.
Любопытно, что одновременно Газпрому необходимо построить газопровод к месту начала Южного потока.
Здесь нужно сделать лирическое отступление.
Южный поток - прямой конкурент проекту Южному коридору, в который входит несколько газопроводов под патронтажем ЕС, в тч Nabucco.
Но, вероятно, чтобы запутать европейцев, а может, не замечая Европейский Южный коридор, Газпром создал российский Южный коридор.
И теперь в мире есть 2 проекта Южный коридор.
Российский Южный коридор – это сухопутная ГТС, протяженностью 2446 км, строительство которой планируется завершить в декабре 2019 г.
Причем к 2015 г, к моменту пуска Южного потока будет построена 1-я нитка КС Писаревка (Воронежская область) - КС Русская (Краснодарский край) протяженностью 834 км.
Это сравнимо со строительством газопровода Грязовец — Выборг, разве что на Юге инфраструктура развита чуть лучше.
Можно отметить 2 противоположных мнения о проекте Южный поток и российский Южный коридор.
С одной стороны такие проекты существенно разгоняют экономику страны, создают рабочие места, что влечет повышение благостостояние граждан.
Однако и здесь есть нюанс. Северный поток Россия могла бы не строить, там нет конкуренции в поставках газа.
Если Россия не построит Южный поток, то Европейский Южный коридор точно будет построен. Свято место пусто не бывает.
Добавьте сюда коррупционную составляющую. По мнению борцов с коррупцией "роспил" составляет порядка 30%, хотя мы и не утверждаем это.
Ориентировочная стоимость создания газопровода Южный поток составляет 15,5 млрд евро, 10 млрд из которых приходится на морской участок, а 5,5 млрд - на сухопутный ( по Европе).
Припюсуем российский Южный коридор - это тоже несколько млрд долл США.
С другой стороны, очевидно, что было бы гораздо дешевле решить " газовый вопрос" с Украиной, модернизировать украинскую ГТС, а высвободившиеся ресурсы направить на модернизацию существующих ГТС ( САЦ и тд) , инновационное развитие ТЭК, на строительство АЭС, в конце концов.
Выгоды от этого трудно переоценить.
Решился бы вопрос по Черноморскому флоту, товарооборот существенно бы увеличился.
Наверняка, Украина вступила бы в Таможенный союз, что дало бы значительный синергический эффект для всех входящих в него стран.
Это бы укрепило и СНГ.
Но, похоже выбран первый вариант.
Южный поток по поручению Д. Медведева должен строиться в варианте максимальной мощности- 63 миллиарда м3/год
Напомним, что проект Южный поток будет состоять из 4-х ниток по 15,57 миллиарда м3 каждая.
В декабре 2015 г планируется ввод одной из нитки газопровода.
К 2018 г ожидается вывод ее на полную мощность (63 миллиарда м3).
В настоящее время рассматривается 5 вариантов прокладки газопровода.
На Хорватию из Сербии в настоящее время предполагается отвод газопровода от трассы.
Хотя в этих вариантах трассы еще не учтены Македония, которая проявляла интерес к проекту, а также Черногория, которая решила присоединиться к нему в феврале.
Планировалось, что окончательный маршрут газопровода будет определен вместе с принятием инвестиционного решения, запланированным на ноябрь 2012 г.
Акционерами компании-оператора морского участка газопровода Южный поток - South Stream Transport AG являются Газпром (50%), итальянская Eni - 20%, немецкая Wintershall и французская EdF - по 15%.